Упражнения. Строим тело. Питание. Здоровье
Поиск по сайту

Как развлекались в средние века. Путешествие по средневековью Жизнь рыцаря после посвящения в мирное время

Самые разные! Условно рыцарские развлечения можно разделить на два периода:

1. С 10 по 14 века главным развлечением рыцарей были турниры-тьёсты и турниры-бугурты.

Первыми были бугурты: когда две команды рыцарей бегали по определенной территории в доспехах с оружием и выбивали друг из друга говно. Целью этого действа было не только развлечение и демонстрация силы, но и тренировка. То есть, благородные доны и сэры устраивали натуральную войнушку, в ходе которой калечились и умирали, а тепловые удары были чуть ли не обязательным сопровождением этого праздника жизни.

Чуть позже - где-то в 1170-х годах - появляется тьёст (Tjosten) - каноничный турнир, во время которого две консервы на конях сшибаются через загородку. Они довольно быстро стали популярными и начали вытеснять бугурты, поскольку рыцари в них калечились и умирали намного реже, все происходило на глазах у зрителей и смотрелось гораздо круче.

Вокруг всего этого развился богатый церемониал: богослужения, выступления актеров и акробатов, поединки оруженосцев, принесения клятв и выборы королев любви и красоты. Потом, когда все пофланировали, помолились и выбрали королев, начинались те самые тьёсты, по окончанию которых - групповой поединок Melee с рыцарями, разделенными по "нациям". После группового поединка победители забирали коней и доспехи побежденных, проводили богослужение и устраивали еще пару дней попойки.

2. С начала 15 века вся эта канитель сильно усложнилась. Появление пластинчатых лат, позиция Церкви и то, что рыцари умирать в лишний раз не хотели, вытеснили бугурты в пользу тьёстов, которые, в свою очередь, разделились на кучу сортов, добавив также бои на булавах в смешных решетчатых шлемах, конные упражнения и кучу других извращений.

К концу 15 века всё это преобрело еще более замысловатый вид и турнир времен "последнего рыцаря" Максимилиана включал следующие элементы:

  1. бой пешком на пиках через барьер (который сам Макс очень любил, кстати), в котором надо было сломать пику;
  2. бой пешком на мечах;
  3. сшибка-гештехт с барьером, в ходе которой надо было сломать копья;
  4. полевой турнир, в котором рыцари разделялись по "нациям" в две лавы и ломали копья;
  5. и целая обойма конных поединков-ренненов, имевших множество разновидностей.
    О ренненах чуть подробнее:
  • собственно реннен: рыцари в существенно облегченных доспехах со специальными сёдлами без высоких лук сшибаются, пока один из них не упадёт;
  • механический реннен: щит-тарч крепился на специальный механизм, который от удара выстреливал его. Иногда тарчи разлетались, иногда улетали с особым звуком, иногда все сразу;
  • вариант механического реннена бундреннен отличался тем, что щит по направляющим улетал вверх и рыцарю надо было отклонить голову, чтобы тарч не улетел вместе с носом и подбородком;
  • точный реннен требовал меткости, поскольку в тарч нужно было ударить точно по центру, чтобы он слетел с петель;
  • жесткий реннен отличался от остальных тем, что тарчи не улетали и не ломались, а крепились очень жестко, потому рыцари друг друга выбивали с первого раза.
    Отличие ренненов было не столько доспехах (погугглите, они очень интересные), сколько в том, что здесь рыцарю требовалось показывать свое владение конём, одетым в налобник без вырезов для глаз, хватать на полном скаку копья и так далее.

В отдельных случаях рыцарей могли озадачить, к примеру, конным поединком на булавах, пешим поединком на алебардах или двуручных мечах, какой-нибудь джигитовкой и предложением станцевать или походить колесом в полных латах.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 4

муниципального образования

Щербиновский район

село Ейское Укрепление

Атрибуты: 2 коня, 2 подушки, 2 матраца, 1 скамья, 2 платка, кегли, 2 каната (скамейки), 2 палки (шеста), канат, 4 обруча, 2 тоннеля, цветы, рыцарские флаги.

Ход развлечения.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас в этом зале. Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование – Рыцарский турнир.

А вы знаете кто такие рыцари? (ответы детей).

Да. В средние века рыцарями называли отважных смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Но чтобы стать рыцарем нужно пройти специальную подготовку. Мальчики должны были научиться фехтованию, верховой езде, стрелять из лука, кулачному бою, рыцарским манерам.

Кто хочет участвовать в рыцарском турнире? (дети выходят).

Ведущий. Перед турниром рыцари дают клятву. Повторят слова за мной.

«Клянёмся в рыцарском турнире победить. Клянёмся смелыми и отважными быть. За щитами не скрываться, шпаги острой не бояться. Верными своей даме быть, званье рыцаря добыть. Клянёмся рыцарями быть!»

Судить наш тур будут дамы (девочки в красивых нарядах).

Стихи.

Первая дама. Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Вторая дама. Гордились рыцари собой

Мечами и доспехами

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Третья дама. Но вот полтысячи лет назад

Не стало их на свете

Но так лишь только говорят

Я не согласна с этим.

1-й конкурс. «Бой подушками»

Участники становятся на гимнастическую скамью лицом друг к другу. В правой руке подушка, левая на спиной. Кто удержится на скамье – тот победил.

2-й конкурс. «Верховая езда»

«Рыцари» скачут змейкой на коне до дамы, берут у неё платок, целуют в щеку и возвращаются назад.

3-й конкурс. «Словарь вежливых слов»

Растаёт даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме … (спасибо)

Рыцарь вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощанье говорят … (до свидания)

Ведущий. Молодцы рыцари.

4-й конкурс. «По мосту»

Участники проходят по мосту (канату с палкой в руке). Попадают копьем в цель.

5-й конкурс. «Перетягивание каната»

6-й конкурс. «Дама сердца»

Участники переправляются через болото (из обруча в обруч), пролезают в тоннель, берут цветок и кладут к ногам своей дамы.

Ведущий. Наступил момент посвящения в рыцари.

«Рыцари», станьте на одно колено и повторяйте за мной.

«Клянусь быть мужественным, храбрым, честным, щедрым, гостеприимным, благородным. Клянусь заступаться за слабого, младшего, помогать в беде»

Ведущий. Мы пожелаем вам навек

Чтоб в жизни не робелось,

Пусть будет с вами навсегда,

Мальчишеская смелость

И все преграды на пути

Преодолеть вам дружно

Но вот сначала, подрасти

И повзрослеть вам нужно.




1. Понятие «Рыцарь» Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник» (от нем. «риттер») Рыцарь – мелкий феодал, вассал баронов или виконтов. Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение для несения службы в войске.


2. Воспитание рыцаря. Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. В 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем






4. Снаряжение рыцаря. меч; копье; боевой топор; палица – тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом; щит; кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец, доходившая до колен; латы – доспехи из стальных пластин; шлем; забрало – металлическая пластина с прорезями для глаз.



6. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. «Позор и срам мне страшны – не кончина!» щедрость; верность королю и сеньору; смелость; удаль; презрение к смерти; благородство; храбрость; великодушие. Рыцарь должен искать подвиги; бороться с врагами; защищать слабых и обиженных, особенно вдов и сирот.

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века…

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности.

Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век.

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы.

В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний.

Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные.

Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи

Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380–1390 годы.

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов.

Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин».

Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать

Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е годы.

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов.

Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома.

Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями.

Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины.

Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах.

Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.

В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах.

Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию.

Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год.

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями.

Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства.

От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города.

В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город.

Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Рыцарский турнир. 1470.

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.

Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором.

Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.

Рыцарский турнир. Миниатюра из хроники Фруассара.

В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):

«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье ».

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья.

После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.

Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства.

Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы.

В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту.

В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

Вашкина Татьяна

Цель: Углубить знания воспитанников по истории средневекового рыцарства. Закрепить двигательные навыки, координацию движения, меткость, ловкость, быстроту, внимание чувство равновесия, умение действовать в коллективе, тренировать память. Воспитывать интерес к спорту через исполнительскую деятельность и соревнования. Развивать гендерные представления, воспитывая у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, отважными, у девочек – уважение к мальчикам как будущим защитникам.

Материалы и оборудование: доспехи рыцарей для мальчиков, эмблемы команд, стойки, кольца, мягкие модули, 2 мяча – прыгуна, 2 больших обруча, цветы.

Ход развлечения

Девочки в красивых платьях сидят на стульчиках, звучит музыка.

Ведущ ий: Когда-то в средние века повсюду жили рыцари

И жизнь была их нелегка в железной амуниции.

Гордились рыцари собой, мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой и на турниры ехали.

Но вот, пол тысячи лет назад не стало их на свете.

Но так лишь только говорят, я не согласна с этим.

Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня с вами на «Рыцарский турнир». О, достойные рыцари! Явитесь на звук турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас!

Входят мальчики в рыцарских доспехах

Ведущ ий: Сегодня мы с вами посмотрим, готовы ли наши мальчики стать рыцарями. В нашем турнире сегодня участвуют две команды: команда ордена «Львиное сердце» и команда ордена «Алая роза». Внимание! Турнир объявляется открытым!

Звучат звуки турнирных труб

Ведущ ий: По традиции рыцари перед турниром дают клятву. А вы готовы? Повторяйте за мной:

Клянемся в рыцарском турнире победить,

Клянемся смелыми, отважными мы быть –

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться!

Верным своей даме быть,

Званье рыцаря добыть!

Рыцари (хоро м): Клянемся рыцарями быть!

Ведущ ий: Судить наш турнир будет наша королева - Ольга Владимировна.

Напутственные слова королевы

Ведущ ий: Для начала рыцари должны построить замок, чтобы было, где жить и укрываться от врагов.

1 испытание «Построй замок» (из мягкого модуля)

Ведущ ий: Как вы знаете, чтобы быть рыцарем нужно уметь хорошо скакать на лошади, сейчас мы проверим, как вы умеете это делать.

2 испытание: «Конный поединок»

Участники прыгают на больших мячах с ушками до «замка» и назад.


Ведущ ий: Чтобы стать рыцарем необходимо уметь хорошо владеть мечом.

3 испытание «Перенеси мечом кольцо»

Участники должны снять со стойки кольцо и перенести на мече, не уронив его.



Ведущий: Рыцарь должен уметь не только хорошо уметь владеть мечом, но и постоять за себя в рукопашном бою.

4 испытание «Рыцарский бой»

По одному участнику от команды встают одной ногой в обруч. Руки за спиной. Плечом они выталкивают друг друга из обруча. Побеждает тот, кто остался в обруче.

Ведущий: В прежние времена рыцари пели романсы под окнами своих дам и дарили им цветы. Я, конечно, не буду просить вас исполнять любовные арии, а лишь проверю, как вы умеете дарить цветы.

5 испытание «Цветы прекрасной даме»

Рыцарь выбирает себе прекрасную даму среди присутствующих девочек. По команде мальчики преодолевают препятствие, подбегают к девочке, встают на одно колено и дарят ей цветок. Девочка берет цветок и встает рядом с мальчиком.


Ведущий: Рыцарей во все времена отличало галантное, вежливое отношение к дамам. Они также были отличными танцорами. Предлагаю рыцарям пригласить дам на танец.

6 испытание «Приглашение на танец»

Конкурсанты должны элегантно пригласить на танец девочек из зала. Пары танцуют под средневековую музыку.

Ведущий: Все наши мальчики проявили настоящее мужество, смелость и благородство и я думаю, что они достойны, носить звание рыцаря. Вы согласны со мной, милые дамы? Тогда начинаем обряд посвящения.

Мальчики, преклонив колено, склоняют голову, королева кладёт ему шпагу на плечо и произносит торжественно:

С этой минуты ты становишься рыцарем. Клянешься за слабых заступаться?

Клянешься просто так не драться?

Клянешься доброте служить?

Клянешься рыцарем ты быть?

Королева торжественно вручает ему орден рыцаря


Публикации по теме:

«Рыцарский турнир» Спортивный досуг для мальчиков подготовительной группы Ведущая: Добрый день, уважаемые гости. Сегодня состоится не совсем обычное соревнование-турнир рыцарей. Давайте их поприветствуем. Звучит.

«Рыцарский турнир». Спортивный праздник для пап Цель: Формировать у детей интерес к спорту, здоровому образу жизни через конкурсы и игры Задачи: развивать ловкость,выносливость; обогащать.

Досуг для детей подготовительной к школе группе «Рыцарский турнир» Задачи: 1. Формировать адекватную полу модель поведения. 2. Учить правильному пониманию роли мужчины в обществе. 3. Воспитывать взаимоотношений.

Рыцарский турнир Конкурсная программа для родителей В конкурсе принимают участие старшие родственники мужского пола (папа, дедушка, брат, дядя) детей 2 младшей группы. Дети вместе с мамами.

Сценарий праздника «Рыцарский турнир» в стихотворной форме Добрый день,уважаемые коллеги!В марте месяце в нашем посёлке будет проводиться районный конкурс между мальчиками,и чтобы узнать,кто из.