Упражнения. Строим тело. Питание. Здоровье
Поиск по сайту

Основные технические действия и приемы в гандболе. Гандбол: Техника и тактика игры учебно-методический материал по физкультуре на тему. Сущность игры. краткие сведения о ее развитии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физической культуры

Контрольная работа

по спортивным играм
Тема: «Гандбол: техника игры, классификация техники игры. Общая последовательность обучения технике игры»

Выполнила студентка 4 курса

Устинова Надежда Романовна.

Проверил:

Благовещенск 2011г.


Содержание:

Введение


1. Классификация техники………………………………………………………3

2. Техника полевого игрока……………………………………………………..4

2.1.Техника нападения…………………………………………………………..4

2.2. Владение мячом…………………………………………………………….6

3. Техника защиты……………………………………………………………….8

4. Техника вратаря……………………………………………………………….8

5. Общая последовательность обучения технике игры………………………..9

5.1. Структура процесса обучения………………………………………………9

6. Обучение техники игры………………………………………………………11

6.1. Обучение приемам игры в нападении……………………………………..11

Заключение

Список использованной литературы…………………………………………...16

Введение

Возникновение игры в гандбол имеет богатое историческое прошлое. Еще в древности существовали игры с мячом, в которых присутствовали элементы современного гандбола. В 1892 году в Чехословакии была изобретена игра с мячом, которую назвали «Чешска хазена». В 1898 году преподаватель женской гимназии датского города Ордруп Хольгер Нильсен на своих уроках ввел игру под названием «Хаандбольд», в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, передавая мяч друг другу и стремясь забросить его в ворота.

Когда Нильсен из двух игр – футбола и баскетбола – составил новую игру для женщин, никто не предполагал, что эта игра найдет такое распространение в мире.

Создание игры с составом команды из 11 человек относится к 1917 – 1919 годам. Обе разновидности игры долгое время существовали вместе.

В 1926 году на конференции в Гааге при Международной любительской атлетической федерации спорта была организована специальная комиссия, в задачи которой входило содействие развитию игры. С тех пор гандбол был признан равноправным среди других видов спорта.

Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию, а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

Цель игры. Две команды, соблюдая правила игры, пытаются забить мяч в ворота соперника и одновременно защитить свои ворота от нападения. Победителем выходит та команда, которая по истечение игрового времени забросила больше мячей.

В физическом отношении в гандболе от игроков требуется большое напряжение. Различные формы бега развивают реакцию, стартовую скорость, спринтерскую скорость, особую выносливость, ловкость при остановках, изменениях направления бега и сменах ритма. Прыжки в высоту и длину при бросках и блокировке способствуют развитию прыгучести. Подачи и броски по воротам требуют ловкости и бросковой силы. Постоянный учет и анализ меняющейся в каждый следующий момент ситуации требуют от спортсменов большого внимания, решительных и волевых действий в интересах команды.


1. Классификация техники.

Техника игры в гандбол представляет собой систему рациональных целенаправленных движений, состоящих из отдельных приёмов, необходимых для ведения игры.


Классификация - это распределение всех приёмов и способов их выполнения по разделам и группам на основе сходных признаков.

По характеру игровой деятельности технику делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. По направленности деятельности в каждом из разделов можно выделить разделы: «Техника нападения» и «Техника защиты». В технике нападения выделяют группы перемещения и владения мячом, а в технике защиты - перемещения и противодействия владению мячом. Каждая из групп включает приёмы игры, которые, в свою очередь, выполняются несколькими способами. В характеристику способов выполнения приёма входят следующие признаки: 1) одну или две конечности игрок используют при выполнении приёма; 2) положение кисти с мячом относительно плечевого сустава (сверху, сбоку, снизу); 3) способ разгона мяча (толчком, хлёстом, ударом).

Способы выполнения приема имеют разновидности, то есть некоторые особенности в деталях системы движения. Еще более многообразной делают технику условия выполнения приема, в характеристику которых входит расстояние, отношение к опоре, направление, способ разгона.

В каждом приеме игры можно выделить фазы: подготовительную, основную и заключительную. Они отличаются конкретными особенностями элементов движений и частными двигательными задачами.

В подготовительной фазе движения спортсменов обеспечивает оптимальное исходное положение для реализации основной двигательной задачи.

В основной фазе приема осуществляется главная двигательная задача. Заключительная фаза обеспечивает игроку готовность к дальнейшему участию в игре.

Каждая фаза содержит несколько элементов – суставных движений. Все элементы при выполнении приема взаимосвязаны, поэтому для изменения результата иногда достаточно изменить определенный элемент в начале двигательного действия.

Взаимное расположение звеньев тела в момент смены фаз называется граничной позой. Граничные позы служат ориентиром для контроля за техникой выполнения приема.


2. Техника полевого игрока

2.1.Техника нападения.

В процессе игры в нападении гандболист применяет определённые приёмы. Участие в игре обязывает спортсмена постоянно быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча. Эта готовность отражается в позе игрока, которую принято называть стойкой. Основная стойка гандболиста - это положение на слегка согнутых ногах, руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом для ловли мяча, спина прямая, плечи расслаблены. Этой стойкой пользуются игроки, разыгрывая мяч. Стойка игрока у линии зоны вратаря отличается тем, что руки вытянуты в сторону мяча, спина круглая. Игрок, находящийся у линии зоны вратаря, как правило, получив мяч, устремляется в атаку ворот, производя бросок. Это вынуждает принять стойку на значительно согнутых ногах для отталкивания.

Перемещения. Для перемещения по площадке игрок использует ходьбу, бег, остановки, прыжки. С помощью этих приемов игрок освобождается от опеки защитников, выбирает место для взаимодействия с партнерами.

Ходьба - обычная и приставными шагами применяется гандболистом для смены позиции. Передвигаются игроки лицом, спиной и боком вперёд.

Бег - основное средство перемещения гандболистов. Применяется бег на носках и на полной ступне. Бег на носках позволяет, сделав быстрый рывок, достигнуть максимальной скорости передвижения. Создать устойчивое положение позволяет бег на полной ступне. Для выполнения приемов с мячом необходимо усвоить такой бег, когда руки совершают движения независимо от темпа и ритма работы ног.

Изучая бег игрока, необходимо обращать внимание на особенности, которые заключаются в том, что постановка ноги на площадку осуществляется перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на полную ступню. Примерные упражнения для обучения технике бега:

Чередование медленного бега с быстрым;

Бег лицом вперед и спиной вперед по прямой, по кругу;

– бег приставными шагами в разные стороны;

– бег с ускорением по прямой из непривычных исходных положений (упор присев, упор лежа и другие);

– то же, но по звуковому сигналу;

– оббегание различных предметов, расставленных по прямой и ломаной линиям.

Остановка - В связи с постоянно меняющейся игровой ситуацией на площадке гандболисту приходится внезапно останавливаться. Остановка производится торможением одной и двумя ногами. Умение быстро погасить скорость даёт преимущества игроку для осуществления дальнейших действий. Остановка производится одной или двумя ногами. Для торможения одной ногой гандболист резко наклоняет туловище назад, стопорящее выставляет ногу вперед стопой, развернутой внутрь, и, поворачиваясь боком к направлению движения, другую ногу сильно сгибает. Торможению двумя ногами предшествует прыжок. Он нужен для того, чтобы обе ноги резко вывести вперед и, натолкнувшись, таким образом, на опору, погасить продвижение вперед. При приземлении необходимо сильно согнуть ноги, чтобы обеспечить себе возможность продолжить бег в любом направлении.

Примерные упражнения для обучения технике остановки:

– остановка после бега в любом месте площадки, то же в заранее обусловленном месте;

– бег по кругу, по команде делают остановку шагом;

– стоят в шеренге по одному, по команде по очереди выбегают из шеренги и делают остановку шагом;

– стоят во встречных колоннах на расстоянии 8–10м. друг от друга. Из одной колонны выбегает игрок, ведет мяч до середины промежутка между колоннами, делает остановку шагом, передает мяч впередистоящему игроку встречной колонны и бежит в хвост своей колонны и так далее;

– остановка после ловли мяча.
Прыжки применяются гандболистом при ловле высоко и далеко летящих мячей, при передаче мяча, броске в ворота. Осуществить прыжок можно, отталкиваясь одной или двумя ногами. Отталкивание двумя ногами производится с места, а одной – с разбега. Приземление при всех способах должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим движением расставленных ног.

Повороты изучаются в такой последовательности: повороты на месте вперед и назад, повороты вперед и назад после бега и остановки, сочетание поворотов с одновременной передачей мяча. При обучении поворотам необходимо обращать внимание на то, чтобы они выполнялись без выпрямления ног в коленном суставе, без вертикального колебания туловища, свободно, без напряжения.

2.2. Владение мячом.

Ловля - это приём, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля производится одной и двумя руками. Выбор способа ловли диктуется особенностью траектории полёта мяча и положением игрока по отношению к мячу.

Ловля двумя руками. Для того, чтобы овладеть мячом, летящим на среднем уровне (на грудь), гандболист должен вытянуть руки навстречу мячу, кисти не напрягать и чуть развернуть ладони книзу, пальцы свободно расставить. Отведенные большие пальцы должны почти соприкасаться, а приблизится на необходимое расстояние, ладони сближаются и пальцы охватывают мяч. Руки надо согнуть для амортизации скорости полета мяча. При ловле высоко летящих мячей с отскока большие пальцы кистей нужно сблизить больше, чем при ловле прямых. А при ловле низко летящих и катящихся мячей ладони надо развернуть навстречу мячу так, чтобы мизинцы почти соприкасались.

Мяч можно ловить спереди и сбоку. Для того чтобы поймать мяч спереди, нужно повернуться к нему грудью. При этом обе руки следует вытягивать.

При всех способах ловли необходимо:


  1. Смотреть на мяч, пока захватываешь его руками;

  2. По возможности делать встречное движение к мячу;

  3. Вытягивать руки навстречу мячу;

  4. Кисти рук и пальцы держать расслабленно до соприкосновения с мячом;

  5. Захватывать мяч пальцами;

  6. После захвата мяча сгибать руки в локтях (амортизировать удар);

  7. Поймав мяч, быть готовым укрыть его от близко находящегося соперника.
Передача мяча - Это основной приём, обеспечивающий взаимодействие партнёров. Без точной и быстрой передачи невозможно создать условия для успешной атаки ворот. В гандболе передачи производятся в основном одной рукой с места или с разбега.

Замах - это отведение руки с мячом для последующего разгона мяча. Замах бывает вверх - назад и в сторону - назад. Замах является носителем информации для противника. Поэтому чем он короче, тем меньше даст сведений о действиях игрока. Разбег и замах составляют подготовительную фазу передачи. В основной фазе гандболист сообщает скорость и направление полёту мяча (разгоняет мяч) тремя способами: хлёстом, толчком и кистью.

Ведение мяча - это приём, позволяющий игроку передвигаться с мячом по площадке в любом направлении и на любое расстояние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать защитника.

Ведение бывает одноударное и многоударное. Одноударное ведение выполняется следующим образом. Поймав мяч, игрок делает с ним три шага, затем ударяет им в площадку. Поймав мяч, игрок делает с ним три шага, затем ударяет им в площадку. Поймав отскочивший мяч, гандболист снова может выполнить три шага с мячом в руках перед тем, как отдать его партнеру, или бросить в ворота.

При многоударном ведении необходимо соблюдать следующие правила:


  1. Передвигаться на полной ступне на слегка согнутых ногах;

  2. Толчок мяча производить пальцами;

  3. Не кисть при соприкосновении с мячом;

  4. Производить толчок мяча вперед в соответствии со скоростью передвижения;

  5. Производить толчок с таким расчетом, чтобы мяч отскакивал не выше пояса;

  6. Контролировать мяч периферическим зрением.
Бросок - это приём, позволяющий забросить мяч в ворота. С его помощью достигается результат игры, все остальные приёмы направлены на создание условий для броска. Основная фаза броска включает движения, сообщающие мячу скорость и направление полета. Применяются три способа разгона мяча: хлестом, толчком и ударом при броске гандболист может послать мяч непосредственно в ворота или в площадку вратарской зоны с тем, чтобы с отскока он попал в ворота.

Траектория полета мяча при броске в ворота может быть горизонтальной, нисходящей, восходящей, навесной. Добиться горизонтальной траектории можно, применив любой способ броска. Входящую траекторию можно получить, применив бросок сбоку, а навесную, использовав толчок.

Бросок можно выполнить в опорном положении, в прыжке, в падении, с места и с разбега. В зависимости от того, в каких условиях выполняется бросок, его подготовительная фаза, включающая разбег, прыжок и замах, различна.

Отскок мяча бывает отраженный, скользящий и с вращением мяча. При отраженном отскоке угол падения мяча равен углу отражения. Такой траектории полета проще всего добиться, применив способ броска сверху. Скользящего отскока, когда мяч на некоторой части пути соприкасается с поверхностью площадки, можно достичь, применив бросок сбоку.


3. Техника защиты.

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, нарушение организованного нападения противника и овладение мячом.

Основная стойка защитника - это на согнутых под углом 160 - 170 градусов и расставленных на 20 - 40 см ногах. Спина не напряжена, руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, находятся в удобном положении для быстрого движения ими в любом направлении. Тяжесть тела распределена на обе ноги, взгляд устремлён на противника, а периферическое зрение контролирует расположение других игроков и передвижение мяча на площадке.
Перемещения

Ходьба - нужна защитнику для выбора позиции при опеке нападающего. Защитник применяет ходьбу обычную и приставным шагом. Ходьба приставным шагом, выполняется в стойке на согнутых ногах, стопы развёрнуты наружу.

Прыжки - применяются при блокировании, отборе, перехватах мяча. Реагируя на действия нападающего, защитник должен уметь совершить прыжок из любого исходного положения. Защитник прыгает, толкаясь одной и двумя ногами.
Противодействие владению мячом
Блокирование - это преграждение пути движения мяча или игрока нападения. Блокирование мяча производится одной или двумя руками сверху, сбоку, снизу. Определив направление броска, защитник быстро выпрямляет руку, преграждая путь мячу.

Выбивание - это приём, позволяющий прервать ведение мяча, его выполняют ударом по мячу одной рукой. Выбивание защитник применяет в тот момент, когда мяч находится между рукой нападающего и поверхностью площадки. Приблизившись на расстояние, позволяющее дотянуться до мяча, гандболист быстро вытягивает руку и ударяет по мячу пальцами.

Отбор мяча при броске - прерывание броска в конце разгона мяча. Защитник проводит руку к мячу со стороны направления предполагаемого броска и как бы снимает мяч с руки нападающего.


4. Техника вратаря

Не пропустить мяч в ворота и организовать контратаку - вот основные задачи игровой деятельности вратаря. Вся техника игры делится на технику защиты и нападения.

Техника защиты

Стойка вратаря приобретает особо важное значение, поскольку она обеспечивает готовность к отражению мяча. Основная стойка вратаря - это положение на согнутых под углом 160 -170 градусов ногах, расставленных на 20-30 см.

Перемещения

Ходьба - вратарь применят ходьбу обычную и приставным шагом для выбора позиции. Ходьба приставным шагом выполняется в стойке на согнутых ногах. При этом постоянное состояние готовности обязывает его не терять контакт с опорой.

Прыжки - вратарь совершает толчком одной или двумя ногами. Чаще всего это прыжки в стороны без подготовительных движений из стойки, толчком одноимённой или разноимённой направлению передвижения ногой, чаще перед прыжком, если позволяет ситуация, он делает всего один шаг.

Падения - не основной способ перемещения вратаря, но в сложных игровых ситуациях он пользуется этим средством для быстрого перемещения к мячу.

Противодействие и овладение мячом

Задержание мяча - это приём, позволяющий изменить направление летящего в ворота мяча после броска нападающего. Этот приём в зависимости от полёта мяча можно выполнить одной или двумя руками, одной или двумя ногами, туловищем.

Ловля - это приём, позволяющий преградить доступ мячу в ворота с обязательным овладением им. Ловля выполняется только двумя руками. Мяч, летящий по навесной траектории вблизи от вратаря, лучше поймать. Но если скорость полёта мяча велика, то вратарь должен применять любой другой способ защиты ворот.
Техника нападения вратаря

Вратарю необходимо владеть передачами одной и двумя руками сверху и с боку в опорном положении. Особенно важны для него передачи на средние и длинные расстояния. Вне своей зоны приёмы игры у вратаря такие же, как и у полевого игрока.


5.Общая последовательность обучения технике игры.
5.1. Структура процесса обучения.

Обучение приемам игры и техническим действиям – процесс трудоемкий и длительный. Техника игры имеет большое разнообразие способов выполнения приемов, и на их усвоение хотя бы до уровня умений требуется несколько лет.

В процессе обучения приемам важна не только постановка рациональных движений с биомеханической точки зрения, но и применение этих движений в игре. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно.

Кроме того, обучение игре осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитанием физических качеств. Обучение движениям и восприятие физических качеств имеют общие истоки, так как лежащие в их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины. Физические способности ускоряют процесс освоения двигательных навыков. Выполняя приемы техники, проявляют физические качества, ускоряют их развитие. Однако для обучения движениям, как правило, облегчают условия, а для воспитания физических качеств необходимо постоянное увеличение нагрузок.

При изучении каждого приема важно рассматривать его по фазам. Причем главное внимание необходимо концентрировать сначала на основной фазе движения, а уже потом на деталях и разнообразии подготовительной. При изучении любого приема должна соблюдаться логическая последовательность формирования технико-тактического действия: 1) ознакомление с приемом; 2)изучение приема в упрощенных условиях; 3) совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке; 4) применение приема в игре.

При ознакомлении необходимо дать сведения об изучаемом приеме или действии с помощью наглядных методов и создать общее зрительное и двигательное представление о них. При повторных показах, дополнительных демонстраций наглядных пособий (кинограмм, фотографий, схем, кинокольцовок и др.), акцентируя внимание на наиболее важных деталях. Показ сопровождается рассказом о месте и значении приема или действия в игре, о наиболее рациональном их применении в определенных игровых ситуациях. Для получения элементарного двигательного представления дается пробная попытка.

Разучивание в упрощенных условиях предполагает отсутствие помех для освоения структуры движения. Успех в донном случае во многом зависит от правильного подбора подготовительных и особенно подводящих упражнений. Для прочувствования элементов движения применяются различные приемы принудительного ограничения движений и фиксации положений

При первоначальном разучивании пользуются двумя методами: целостного и расчленено-конструктивного упражнения. Целостный метод разучивания создает более полное представление и прочную логическую основу для формирования навыка. Методом расчленено-конструктивного упражнения (расчлененный метод) пользуются для изучения сложных по структуре приемов и действий. После разучивания отдельных компонентов движения или взаимодействие основной задачей становится усвоения необходимого ритма при объединении частей в целое двигательное действие.

Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании приемов игры изменяют исходное положение, расстояние, направление, быстроту движения, вводят помехи. При разучивании тактики изменяют количество партнеров, цель и способы ее достижения, расстановку гандболистов, вводят противоборства.

Главное на занятиях гандболом – это игра. Если все приемы техники доводить до совершенства в каждой стадии изучения вне игры, то на это уйдет много времени. Поэтому гандболисты применяют приемы в игре, когда те еще мало усвоены, и затем снова продолжают совершенствовать их в упрощенных и усложненных условиях. Последовательность изучения приемов должна быть такой, чтобы постепенное введение их в игру усложняло бы единоборство. Причем при изучении приема нападение рационально приступать и к изучению приема защиты. Изучаются приемы игры параллельно, но не более двух-трех в занятии.


6. Обучение техники игры.
6.1. Обучение приемам игры в нападении.

Обучение технике перемещения. При обучении перемещениям необходимо изучать каждый прием в отдельности (бег, прыжки, остановки) и научиться их сочетать. Долго изучать один прием не следует. Как только освоена структура, можно переходить к новому и изучать его сочетание с другими в различных комбинациях.

Бег изучают в такой последовательности: обычный, с изменением скорости, с изменением направления, скрестным шагом, с различного рода подскоками, ритмичный и аритмичный бег.

Остановку изучают сначала торможением одной, а затем двумя ногами. Сначала по сигналу останавливаются при быстрой ходьбе, потом при медленном беге и, наконец, при выполнении ускорений и рывков. Преподаватель должен следить за правильным распределением массы тела после остановки на обе ноги для сохранения равновесия. Далее после остановки можно включать перемещения в различных направлениях

Прыжок изучают, сначала отталкиваясь двумя ногами, а затем одной с места и с разбега. При этом необходимо обращать внимание на правильную постановку ноги, степень ее сгибания в связи с выполнением прыжка вверх или в длину и на мягкое устойчивое приземление.

Все приемы перемещения гандболист использует в игре. Совершенствовать технику перемещений лучше всего с помощью таких упражнений:


  1. Ускорение до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию.

  2. Ускорение из исходного положения лежа, сидя, приняв любую позу.

  3. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной и двумя ногами.

  4. Прыжки в чередовании с бегом.

  5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого ориентира.

  6. Бег с обеганием препятствий.

  7. Бег с перекладыванием различных предметов.
Все эти упражнения можно проводить в виде эстафет.

Обучение технике владения мячом.

Обучение ловле мяча .

Прежде чем начать учиться ловить от партнера, необходимо проделать ряд подводящих упражнений, чтобы «привыкнуть» к массе, форме и упругим качествам мяча.


  1. Подбросить мяч перед собой и поймать.

  2. Подбросить и поймать мяч после отскока от пола.

  3. Подбросить мяч левой рукой, а поймать правой.

  4. Подбросить мяч над головой, за спиной, под ногой, между ногами и поймать.

  5. Подбросить поочередно два мяча и поймать.
Выполнять подводящие упражнения, занимающийся может ловить любым доступным ему способом. Перед ним ставится задача – после овладения мячом быть готовым сразу предпринять какие-либо действия. Например, посмотреть на преподавателя, покатить мяч к определенному ориентиру, самому добежать до ориентира с мячом в руках.

Обучение передаче мяча .

Прежде чем приступить к обучению передаче, учащегося необходимо научить правильно держать мяч. Для этого надо подобрать в соответствии с возрастом и полом занимающихся мяч определенного размера и веса.

При держании мяча кисть не должна быть напряжена. Пальцы удерживают мяч, а в лучезапястном суставе необходима оптимальная подвижность. Достигается такая подвижность следующими подводящими упражнениями:


  1. Держа руки перед собой, перекидывать мяч пальцами из одной руки в другую.

  2. Перекладывать мяч из руки в руку, перемещая его вокруг туловища, сначала стоя на месте, а затем в ходьбе и беге.

  3. Из исходного положения мяч в двух руках перед собой выполнять поочередно замах вверх, вниз, в сторону с широкой амплитудой, держа мяч захватом или свободно на ладони.

  4. Имитировать передачу, бросок в различных направлениях, держа мяч захватом сначала стоя на месте, а затем во время ходьбы и бега.
Начинать обучение надо с передачи хлестом сверху. В мишень на стене, на уровне поднятой вверх руки, с расстояния 3 – 4 м занимающийся посылает

мяч: из стойки разноименная нога впереди, рука с мячом вверху; то же с шагом разноименной вперед; то же с разбега в 3 шага.

Изучая тот или иной способ передачи, после объяснения движений занимающиеся упражняются самостоятельно. Преподаватель последовательно переключает их внимание вначале на правильное исходное положение, затем на согласованность движений рук и ног, на положение туловища, на правильность движения руки.


Обучение ведению мяча.

Обучение одноударному ведению трудностей не представляет. Достаточно объяснения и хорошего показа. Сначала ведение выполняется на месте, затем при передвижении шагом и, наконец, бегом.

Обучение многоударному ведению начинается с упражнений на месте. В этом упражнении осваивается правильное положение руки, вырабатывается навык мягких последовательных толчков мяча, приобретается удобная стойка. Далее изучается ведение с различными перемещениями по площадке.

Обучение броску.

Освоение броска невозможно без предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата занимающегося.

С этой целью начинающие гандболисты должны выполнять подготовительные упражнения с различными предметами. Это, прежде всего метания теннисных мячей, детских резиновых и хоккейных мячей, палок различной длины, а также имитация броскового движения с гантелями, амортизатором в руке. Для развития подвижности кисти применяются упражнения с гимнастическими булавами, а для подвижности в плечевом суставе – с гимнастической палкой. Метание набивных мячей различного веса одной и в основном двумя руками способствует укреплению мышц рук, ног и туловища и развитию координации движений.
Обучение приемам игры в защите.
Обучение технике перемещений в защите начинают освоения стойки на согнутых ногах. Степень сгибания ног защитника зависит от скорости его передвижения. Для освоения стойки защитника занимающимся надо подбирать посильные упражнения, которые вынуждали бы перемещаться в рациональной позе. Конечной целью этих упражнений должно быть умение гандболиста с любой скоростью передвигаться на согнутых ногах, меняя направление без лишних движений туловища.

Для изучения передвижения в стойке на слегка согнутых ногах упражнения выполняются в невысоком темпе, смена направления происходит по сигналу преподавателя или заранее обусловленном месте. Освоение передвижения на значительно согнутых ногах требует необходимости двигаться в высоком темпе, наличия прямого контакта с противником.


Обучение приемам игры вратаря.

Освоение техники приемов игры вратаря требует предварительной подготовленности опорно-двигательного аппарата занимающегося. Прежде всего необходимо уделить внимание укреплению мышц и связок рук и ног, поскольку резкие движения с широкой амплитудой, сильные удары мячом требуют определенной эластичности мышц и подвижности в суставах.

При обучении вратаря необходимо применять защитные приспособления: плотный костюм, перчатки, щитки на голень, наколенники, мужчинам – защитную «раковину». При изучении приема отбивания мяча в «шпагате», а также при выполнении упражнений с падением необходимо пользоваться гимнастическими матами.

Обучение перемещениям начинают вне ворот. По команде преподавателя учащиеся передвигаются, меняя направление и сохраняя стойку на согнутых ногах. Обучение вратаря технике перемещения в воротах и в своей зоне необходимо сочетать с тренировкой выбора позиции. Для этого на дуге 6-метровой разметки ставятся любые ориентиры. Вратарь передвигается вдоль ворот приставными шагами. Оказавшись напротив очередного ориентира, он делает шаг вперед, фиксирует стойку готовности, отступает назад и продолжает передвижение приставными шагами до следующего ориентира. Сначала приставные шаги должны быть мелкими, но постепенно надо приучать вратаря делать как можно меньше шагов за счет удлинения шага. Чем меньше ему приходится делать шагов во время атаки противника, тем надежнее его готовность к отражению мяча.

Техника прыжка вратаря осваивается в имитационных упражнениях отбивания мяча, летящего в верхние углы ворот, и в упражнениях с ловлей мяча.

Ловля не является основным приемом игры вратаря при защите ворот. Но владеть ею вратарю необходимо в совершенстве. Поэтому все упражнения, способствующие ловле, вратарь должен выполнять с первых занятий. Это упражнения в ловле мяча в различных положениях: стоя, сидя, лежа, в прыжке, после кувырка, перепрыгивания, перешагивания, перелезания под предметами.

Отражая мяч рукой, очень важно напрягать мышцы при соприкосновении с мячом; должно быть встречное разгибание руки в локтевом суставе. Этому нужно уделить внимание при обучении. Тренер несильно бросает мяч, а вратарь отбивает его.

Вывод. Одной из важнейших задач преподавателя на всех этапах обучения гандболу является воспитание личности учащихся. При этом необходимо помнить, что кропотливая и повседневная воспитательная работа должна подкрепляться глубокими знаниями особенностей возрастного развития, характера, наклонностей, и потенциальных возможностей каждого занимающегося.


Заключение

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Список использованной литературы:
1. Ч.Л. Гарбаляускас. Играем в ручной мяч: Кн. для учащихся сред. и ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 76 с.

2. Л.Д. Глазырина., Т.А. Методика преподавания физической культуры: Метод. пособие и программа. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 208 с.

3. Ю.Д. Железняк и др. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.

4. Н.П. Клусов. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1978. 175 с.


Важнейшая тактическая задача нападения в гандболе состоит в том, чтобы как можно быстрее преодолеть среднее поле и перевести игру на поле защиты противника. У ворот возможности соперников обороняться резко ограничиваются: ведь здесь могут находиться не более шести игроков защиты.
Переходить в наступление наиболее удобно во время отражения атаки противника, в тот момент, когда обороняющимся удается внезапно захватить у соперников мяч. Это-то и должно быть началом контрнаступления. Развивая его, необходимо добиться численного превосходства у ворот противника, разрушить его защиту и произвести бросок в ворота с удобной позиции.

Непосредственное участие в атаке принимают пять или шесть игроков: четыре нападающих и один или два игрока полузащиты. При нападении пятью игроками защитники поочередно подключаются в атаку ворот. Остальные игроки поддерживают атакующих, продвигаясь до поля защиты противника. Если же ведется атака шестью игроками, в нее подключаются полузащитники и защитники.

Такая организация наступления связана с некоторым риском, но этот риск сводится к минимуму, если все игроки команды разносторонне подготовлены и способны гибко переключаться от нападения к защите.

Осуществляя прорыв, мяч надо вначале передавать игрокам, которые поддерживают нападение, а затем без промедления игрокам, направляющимся в первую линию,- в ту сторону, где успешнее развивается атака. В финальной стадии атаки мяч передают игроку, оказавшемуся свободным перед воротами. Этот игрок и делает завершающий бросок.

Для прохода к воротам целесообразно использовать так называемый коридор (р и с. I). Этот коридор образуется тактическими перемещениями нападающих, увлекающих за собой соперников. Пять нападающих выдвигаются вперед. В ходе атаки игроки 8 и 9 перемещаются вправо, игроки 7, 10 и 11 - на левую половину площа-ли ворот, с тройным обменом местами. Между игроками 9 и 10 образуется разрыв - тот самый коридор, в который проходит игрок 5. Получив мяч, этот игрок может успешно атаковать ворота.

Организуя прорыв (после перехода от защиты к нападению), надо, не теряя времени, чаще передавать мяч, не злоупотребляя его ведением. Любая задержка мяча на руку соперникам. Игроки команды, лишившейся мяча, успевают вернуться в тыл и ликвидировать угрозу воротам.

Как действовать при подходе к воротам противника, если он имеет на этом участке поля численный перевес? Большой эффект дает скрестное перемещение игроков на фланге. На рис. 2. показано, как это делается. Игрок 10 перемещается вперед-влево. В это время игрек 11 быстро продвигается по левому краю, а затем изменяет направление и резко устремляется к центру площади ворот. Получив от игрока 7 мяч, он бросает его в ворота.

С целью помешать соперникам противодействовать нападающему (или, по крайней мере, ограничить их возможности) атакующие команды нередко применяют так называемые заграждения. Есть несколько вариантов таких заграждений. Расскажем о двух типичных вариантах.
Первый вариант. Игроки 10 и 11 бегут вровень в направлении ворот противника (р и с. 3). На бегу они передают друг другу мяч. Затем нападающий 10 направляется в сторону прикрывающего его защитника 3, а игрок 11 сковывает своего «сторожа" 2. Игрок 11 прикрывает вблизи, а его партнер 10 - издали. В двух метрах от своего «сторожа* нападающий 10 делает отвлекающее движение вправо. Игрок 11 также продвигается в этом направлении, натыкаясь на защитника 3 и увлекая за собой защитника 2. Игрок 10 тотчас устремляется влево, получает мяч от партнера 11 и без особых помех выходит на удобную позицию для броска по воротам. Оба защитника в этот момент оказываются загражденными игроком 11.
Второй вариант. Атака проходит так же, как и в первом варианте, с той лишь разницей, что игрок 10 получает мяч в момент, когда он, находясь против своего соперника 3, делает отвлекающее движение. Заграждение в этом случае применяет игрок 11, а нападающий 10 пробегает за его спиной и беспрепятственно выходит на позицию для броска по воротам.

Несколько слов о тактических особенностях наступления против организованной защиты.
Если игроки обороняющейся команды успели вовремя возвратиться к своим воротам и прорыв не удался, атакующим приходится вести борьбу против организованной защиты. В этом случае команда должна постараться дружными тактическими действиями создать одному из нападающих выгодное положение для броска в ворота.
Для лучшей согласованности действий против организованной защиты чаще всего применяются три системы нападения: 4 + 2, 5 + 1 и 4 + 1.
Характерным для этих трех систем является расположение игроков нападения широким фронтом с охватом всего поля, прилегающего к штрафной площади.

Атакуя по системе 4 + 2 , четыре игрока (р и с. 4) располагаются ближе к площади ворот, а их два партнера несколько позади. Активными действиями четырех игроков первой линии, которым оказывают поддержку игроки второй линии, необходимо разрушить защиту противника. При этом отнюдь не исключен и внезапный выход игроков второй линии вперед, к воротам, для завершающего атаку броска.
Эта система нападения используется чаще всего в тех случаях, когда противник применяет персональную защиту или же когда игроки против-ника умеют быстро переходить от обороны к наступлению.

Система нападения 5 + 1 показана на рисунке 5. Пять игроков (нападающие и полузащитник) находятся в первой линии - у площади ворот, а один - немного дальше. Игроки первой линии активно участвуют в нападении. Их поддерживает игрок второй линии. Он выполняет роль своеобразного связного между левым или правым флангом нападения, а в удобный момент сам внезапно выходит вперед для завершающего броска по воротам. Его партнер - один из игроков первой линии - тут же отходит назад на защиту. При потере мяча игрок второй линии моментально отходит на защиту своих ворот.

Эта система нападения используется в борьбе против зонной защиты, а также в том случае, если соперники не имеют превосходства в скорости бега .
Для разрушения обороны противника и завершения атаки пригодны и другие тактические действия. Они весьма разнообразны. Тут и выходы нападающих из-под опеки противника на свободное место, и обмен местами с партнерами, и еыходы в коридоры, броски с закрытых позиций, заграждения и многое другое.

Любой тактический прием хорош, если он применяется рационально - в наиболее выгодный момент, с трезвым учетом сложившейся игровой обстановки. Возьмем, например, такой тактический прием, как обмен местами. Как правило, игрокам следует строго придерживаться в нападении своих мест, не размещаться близко друг к другу, освобождать путь партнеру, продвигающемуся к воротам. Но когда по ходу игры команде становится выгодным обмен местами, то лучше всего меняться местами соседним игрокам или через одного.

Весьма целесообразно сочетать обмен местами с применением заграждений. Как это делается? Игрок, ведя мяч, привлекает к себе опекающего соперника (р и с. 6). Своими действиями он создает впечатление, что атакует ворота, увлекая тем самым за собой своего «сторожа*. Затем он внезапно применяет заграждение против другого защитника, опекающего партнера, и передает последнему мяч. Освободившийся из-под опеки игрок выходит к воротам и производит завершающий бросок.

Если игроки первой линии нападения не смогли прорвать оборону и добиться успеха, то им следует попытайся ввести в атаку игроков второй линии. Для этого они образуют коридор, в который внезапно входит их партнер из второй линии и производит бросок в ворота (р и с. 7).

Создать одному из нападающих выгодное положение для завершающего броска в ворота можно и таким тактическим приемом, как обводка. Однако прорыв с помощью обводки защитника эффективнее всего проводится в тесном взаимодействии всех игроков команды. Например, один из нападающих обводит соперника. Как только этот нападающий попадет под плотную опеку, он незамедлительно передаст мяч свободному партнеру, который, в свою очередь, начнет стремительное продвижение вперед.

Нередко в ходе атаки игроки бросают мяч в ворота с закрытых позиций. Это практикуется чаще всего в том случае, когда противник переходит на зонную защиту. Бросками с закрытых позиций можно побудить соперников выдвинуться вперед от площади ворот, а это создает благоприятные условия для прорыва с флангов.

О так называемом свободном броске у ворот. Направлять мяч в ворота непосредственно со свободного броска следует в том случае, если противник ие успел поставить «стенку" или же когда в ней имеются просветы. Во всех остальных случаях целесообразнее применять комбинированное нападение. Как это делается? Два нападающих располагаются у линии свободных бросков в трех-четырех метрах друг от друга. У одного из них - мяч. Третий игрок занимает позицию между этими двумя нападающими, на расстоянии одного-двух метров от линии свободных бросков. Остальные партнеры находятся слева и справа вдоль площади ворот (в шести метрах от нее).

Такая расстановка позволяет провести различные варианты атаки ворот. Например, игрок 5 передает мяч партнеру 10 и вместе с нападающим 7 продвигается вперед. Оба они применяют заграждение против противников, образовавших «стенку» (р и с. 8), с целью помешать им приблизиться к игроку 10, который с разбега бросает мяч в ворота.

Другой вариант атаки при такой же расстановке. Игрок 8 передает мяч нападающему б и вместе с партнером 9 продвигается вперед к линии площади ворот. Здесь оба игрока занимают позиции слева и справа от защитников, образовавших «стенку* (р и с. 9). Одновременно игрок 6 продвигается с мячом к воротам и, имитируя бросок, отвлекает на себя внимание защитника. После этого он передает мяч партнеру 8 для завершающего броска.
Третий вариант. Нападающий 10 передает мяч партнеру 7 и вместе с игроком 5 продвигается вперед, к защитникам, образовавшим «стенку» (р и с. 10). Игрок 7 с мячом устремляется к воротам по диагонали вправо. В этот момент нападающий 9 проделывает скрестное перемещение, получает мяч, продвигается к воротам и завершает атаку броском.

Таковы некоторые тактические особенности нападения в гандболе. Нельзя, конечно, забывать, что тактическое вооружение команд гандболистов находится в прямой зависимости от уровня технической и общей физической подготовленности игроков. Участники команд в состоянии успешно провести ту или иную тактическую комбинацию, если она им по силам. Может быть, трудно подготовить всех игроков команды так, чтобы они обладали одинаково высокими техническими и физическими качествами. Однако просто необходимо иметь в командах двух-трех игроков, обладающих высокой скоростью (пробегающих, скажем, 100 м за 11,0-11,2), а также хорошо бросающих мяч в ворота левой рукой и владеющих сильными бросками с 20- 25 метров.
Доцент Е. ИВАХИН, заслуженный мастер спорта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ В ГАНДБОЛ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКА


г. Омск 2009 год

    Классификация техники

    Техника полевого игрока

    Техника защиты

    Техника вратаря

  1. Классификация техники

Техника игры в гандбол представляет собой систему рациональных целенаправленных движений, состоящих из отдельных приёмов, необходимых для ведения игры.

Под термином «приём» понимают двигательные действия, сходные по целевому признаку, направленные на решение одной и той же игровой задачи (бросок для взятия ворот, задержание для защиты ворот и пр.).

Техника игры – это совокупность всех приёмов и способов их выполнения.

Техника выполнения приёма – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.

Классификация – это распределение всех приёмов и способов их выполнения по разделам и группам на основе сходных признаков.

По характеру игровой деятельности технику делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. По направленности деятельности в каждом из разделов можно выделить подразделы: техника нападения и техника защиты. В технике нападения выделяют группы перемещения и владения мячом, а в технике защиты – перемещения и противодействия владению мячом. Каждая из групп включает приёмы игры, которые, в свою очередь, выполняются несколькими способами. В характеристику способов выполнения приёма входят следующие признаки: 1) одну или две конечности используя игрок при выполнении приёма; 2) положение кисти с мячом относительно плечевого сустава (сверху, сбоку, снизу); 3) способ разгона мяча (толчком, хлёстом, ударом,).


2. Техника полевого игрока


Техника нападения

В процессе игры в нападении гандболист применяет определённые приёмы. Участие в игре обязывает спортсмена постоянно быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча. Эта готовность отражается в позе игрока, которую принято называть стойкой. Основная стойка гандболиста – это положение на слегка согнутых ногах, руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом для ловли мяча, спина прямая, плечи расслаблены. Этой стойкой пользуются игроки разыгрывая мяч. Стойка игрока у линии зоны вратаря отличается тем, что руки вытянуты в сторону мяча, спина круглая. Игрок, находящийся у линии зоны вратаря, как правило, получив мяч, устремляется в атаку ворот, производя бросок. Это вынуждает принять стойку на значительно согнутых ногах для отталкивания.

Перемещения

Для перемещения по площадке игрок использует ходьбу, бег, остановки, прыжки.

Ходьба – обычная и приставным шагом применяется гандболистами для смены позиции. Передвигаются игроки лицом, спиной и боком вперёд.

Бег – основное средство перемещения гандболистов. Применяются бег на носках и на полной ступне. Бег на носках позволяет сделать быстрый рывок и достигнуть максимальной скорости передвижения.

Остановка – В связи с постоянно меняющейся игровой ситуацией на площадке гандболисту приходится постоянно останавливаться. Умение быстро погасить скорость даёт большие преимущества игроку для осуществления дальнейших действий. Остановка производится одной или двумя ногами.

Прыжки – применяются гандболистом при ловле высоко и далеко летящих мячей, передаче мяча, броске в ворота. Осуществить прыжок можно одной или двумя ногами.

Владение мячом

Ловля - это приём, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля производится одной или двумя руками. Выбор способа ловли диктуется особенностью траектории полёта мяча и положением игрока по отношению к мячу.

Передача мяча – Это основной приём, обеспечивающий взаимодействие партнёров. Без точной и быстрой передачи невозможно создать условия для успешной атаки ворот. В гандболе передачи производятся в основном одной рукой с места или с разбега. Замах – это отведение руки с мячом для последующего разгона мяча. Замах бывает вверх – назад и в сторону – назад. Замах является носителем информации для противника. Поэтому чем он короче, тем меньше даст сведений о действиях игрока. Разбег и замах составляют подготовительную фазу передачи.

В основной фазе гандболист сообщает скорость и направление полёту мяча (разгоняет мяч) тремя способами: хлёстом, толчком и кистью.

Ведение мяча – это приём, позволяющий игроку передвигаться с мячом по площадке в любом направлении и на любое расстояние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать защитника.

Бросок – Это приём, позволяющий забросить мяч в ворота. С помощью его достигается результат игры, все остальные приёмы направлены на создание условий для броска.

Бросок можно выполнить в опорном положении, в прыжке, в падении, с места и с разбега. В зависимости от того, в каких условиях выполняется бросок, его подготовительная фаза, включающая разбег, прыжок и замах, различна.


3. Техника защиты


Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, нарушение организованного нападения противника и овладение мячом.

Основная стойка защитника – это на согнутых под углом 160 – 170 градусов и расставленных на 20 – 40 см ногах. Спина не напряжена, руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, находятся в удобном положении для быстрого движения ими в любом направлении. Тяжесть тела распределена на обе ноги, взгляд устремлён на противника, а периферическое зрение контролирует расположение других игроков и передвижение мяча на площадке.

Перемещения

Ходьба – нужна защитнику для выбора позиции при опеке нападающего. Защитник применяет ходьбу обычную и приставным шагом. Ходьба приставным шагом, выполняется в стойке на согнутых ногах, стопы развёрнуты наружу.

Прыжки – применяются при блокировании, отборе, перехватах мяча. Реагируя на действия нападающего, защитник должен уметь совершить прыжок из любого исходного положения. Защитник прыгает, толкаясь одной и двумя ногами.

Противодействие владению мячом

Блокирование – это преграждение пути движения мяча или игрока нападения. Блокирование мяча производится одной или двумя руками сверху, сбоку, снизу. Определив направление броска защитник быстро выпрямляет руку преграждая путь мячу.

Выбивание – это приём, позволяющий прервать ведение мяча его выполняют ударом по мячу одной рукой. Выбивание защитник применяет в тот момент, когда мяч находится между рукой нападающего и поверхностью площадки. Приблизившись на расстояние, позволяющее дотянуться до мяча, гандболист быстро вытягивает руку и ударяет по мячу пальцами.

Отбор мяча при броске – прерывание броска в конце разгона мяча. Защитник проводит руку к мячу со стороны направления предполагаемого броска и как бы снимает мяч с руки нападающего.

4. Техника вратаря


Не пропустить мяч в ворота и организовать контратаку – вот основные задачи игровой деятельности вратаря. Вся техника игры делится на технику защиты и нападения.

Техника защиты

Стойка вратаря приобретает особо важное значение, поскольку она обеспечивает готовность к отражению мяча. Основная стойка вратаря – это положение на согнутых под углом 160 –170 градусов ногах, расставленных на 20-30 см.

Перемещения

Ходьба – вратарь применят ходьбу обычную и приставным шагом для выбора позиции. Ходьба приставным шагом выполняется в стойке на согнутых ногах. При этом постоянное состояние готовности обязывает его не терять контакт с опорой.

Прыжки - вратарь совершает толчком одной или двумя ногами. Чаще всего это прыжки в стороны без подготовительных движений из стойки, толчком одноимённой или разноимённой направлению передвижения ногой, чаще перед прыжком, если позволяет ситуация, он делает всего один шаг.

Падения – не основной способ перемещения вратаря, но в сложных игровых ситуациях он пользуется этим средством для быстрого перемещения к мячу.

Противодействие и овладение мячом

Задержание мяча – это приём, позволяющий изменить направление летящего в ворота мяча после броска нападающего. Этот приём в зависимости от полёта мяча можно выполнить одной или двумя руками, одной или двумя ногами, туловищем.

Ловля – это приём, позволяющий преградить доступ мячу в ворота с обязательным овладением им. Ловля выполняется только двумя руками. Мяч, летящий по навесной траектории вблизи от вратаря, лучше поймать. Но если скорость полёта мяча велика, то вратарь должен применять любой другой способ защиты ворот.

Техника нападения вратаря

Вратарю необходимо владеть передачами одной и двумя руками сверху и с боку в опорном положении. Особенно важны для него передачи на средние и длинные расстояния. Вне своей зоны приёмы игры у вратаря такие же, как и у полевого игрока.

Опорные термины:

Техника, вратарь, полевой игрок, бросок, передача мяча, ведение мяча, финты, блокирование

Список используемой литературы

    Г.В.Бондаренкова, Н.И. Коваленко, А.Ю. Уточкин «Физкультура» Волгоград 2004 год.

    М.В.Видякин «Начинающему учителю физкультуры» Волгоград 2002 год.

    М.В.Видякин «Внеклассные мероприятия по физкультуре» Волгоград 2004 год.

    В.Я.Игнатьева «Гандбол» «Физкультура и спорт».

    Изаак В.И., Набиев Т.Э. «Гандбол в вузе» Ташкент 2005 год.

    Игнатьева В.Я., Петрачева И.В., Гамаун А., Иванова С.В. Анализ соревновательной деятельности мужских команд высокой квалификации в гандболе.

    Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре. Москва, 2008.

    Игнатьева В.Я., Овчинникова А.Я., Котов Ю.Н., Минабутдинов Р.Р., Иванова С.В. Анализ соревновательной деятельности женских команд высокой квалификации в гандболе. Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре.Москва, 2008.

    Игнатьева В.Я., Ализар Т.А., Гамаун А. Анализ соревновательной деятельности женских и мужских вратарей высокой квалификации. Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре.Москва, 2008.

    Игнатьева В.Я. Применение комплексных средств для подготовки гандболистов и повышения качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Методическое письмо тренерам по гандболу и учителям общеобразовательных школ. Москва, 2008.

    Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: М.: Советский спорт, Метод. пособие. - 216 с.

    Игнатьева В.Я., Тхорев В.И., Петрачева И.В.; под общ. ред..ИгнатьевойВ.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства : учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева; под общ. ред. В.Я.Игнатьевой. – М.: Физическая культура, 2005. - 276 с. ISBN 5-9746-0004-5.

    ЛебедьФ."Формула игры" : Общая теория спортивных игр, обучение и тренировка / Ф.Лебедь; ВолГУ, Россия, Акад. пед. колледж им. семьи Кэй, Беэр-Шева, Израиль. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 392 с.

    Маърузалар туплами Ўзб ДЖТИ 1996 год.

    Найминова Э «Физкультура» Ростов -на- Дону 2003 год

    Николич А.,Параносич В «Отбор в баскетболе» Москва.

    Павлов Ш.,.Абдурахманов Ф, Акрамов Ж. «Гандбол» Тошкент 2005 год.

    Правила соревнований по гандболу Ташкент 2002 год.

    Правила соревнований по гандболу Россия 2006 год.

    Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания» Москва “Академия”2002.

Двое и более защитников, объединивших усилия в обороне ворот, выполняют групповые тактические действия. Только коллективные действия защитников, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, могут принести плоды. К наиболее распространенным групповым действиям в защите относятся: «разбор» игроков, смена подопечных, переключение защитников, подстраховка, групповое блокирование, действия в меньшинстве, взаимодействия с вратарем, стандартные связки.

«Разбор» игроков. Сущность «разбора» в том, что каждый защитник определяет в данный игровой момент своего подопечного и быстро начинает его опеку. В практике игры, чтобы найти подопечного нападающего, защитники пользуются простым подсчетом: каждый занимает определенное порядковое место от края площадки. После любых перемещений нападающих крайний защитник всегда опекает ближнего к краю нападающего любой линии атаки, полусредний - второго от края и так далее. Такой подсчет нападающих позволяет защитникам быстро ориентироваться при начальном броске, при остановках игры в различных местах площадки, при потерях мяча и так далее.

Смена подопечных. В игре нападающие часто меняются местами, поэтому защитники постоянно должны быть готовы и, закончив опекать одного игрока, сразу переходить на другого. Четкость «передачи» игроков достигается тем, что защитник сопровождая своего подопечного заранее оценивает действия нового. Важнейшее условие действия подопечных сначала «передай» своего, а затем «прими» нового.

Переключение защитников. Этот прием применяется, когда в результате ошибки одного из защитников или при численном преимуществе нападающих в опасной для ворот зоне появляется никем не опекаемый нападающий. Ближайший к нему защитник обязан оставить своего подопечного и переключиться на свободного и так далее, пока в роли неопекаемого нападающего останется игрок, представляющий наименьшую угрозу для ворот.

Подстраховка. Сущность ее в том, что каждый защитник в игре всегда готов помочь партнеру, стремится усилить защитные построения команды в наиболее опасном месте атаки. Выражается подстраховка, прежде всего занятием исходного положения для каждого конкретного действия.

Групповое блокирование. Групповой блок - это блокирование броска в ворота двумя-тремя и более игроками. Применяется против игроков, мощно бросающих со средних и дальних дистанций.

В групповом блоке всегда есть основной блокирующий защитник и дублирующий. Основной блокирующий всегда действует по принципу одиночного блока. Дублирующий блокирующий ориентируется по основному и усиливает его.

Действия в меньшинстве. Играя в численном меньшинстве, защитники постоянно имеют перед собой неприкрытого нападающего, поэтому добиться безопасности ворот можно только за счет увеличения интенсивности перемещений, улучшения качества защитных действий.

Взаимодействия с вратарем. К такому взаимодействию относятся индивидуальный и коллективный блок, так же вратарь может давать советы или указывать на ошибки, допускаемые защитой, так как он находится за защитными построениями и ясно видит всю игру.

Освобождение от заслона. Находясь в игре, защитник не всегда видит, что ему могут поставить заслон, поэтому партнер должен предупредить его голосом, а так же постараться вытолкнуть нападающего перед заслоняемым защитником .

Стандартные связки. Они применяются командой в некоторых стандартных положениях. Наиболее часто применяют связку двух защитников, опекающих линейного и одного из партнеров с задней линии. В исходном положении оба защитника и линейный находятся на линии площади вратаря. Как только задний нападающий получает мяч и угрожает воротам, один из защитников должен выйти вперед и «обезвредить» этого нападающего, а второй прикрывает линейного .

Основы начального отбора

1.1. Общие основы (начальная стадия обучения)

1.2. Основы техники

1.3. Тактика игры

2. Эффективность начального обучения технике гандбола

2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов3

2.3. Результаты тестирования юных гандболистов

Список литературы

1. Основы начального отбора

Официально набор ребят в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Но в России с гандбольными школами сложилась такая ситуация, что сейчас берут практически всех ребятишек независимо от физических данных. Так что если вы привели ребенка к гандбольному тренеру зимой или весной, то он, несмотря ни на что, с радостью включит малыша в группу.

Самый ходовой возраст для начала гандбольной карьеры – восемь-девять лет. Можно приводить детей и постарше, из школы их никто не выгонит. Но требования будут уже несколько строже. Ведь уже в 10–12 лет определяется амплуа спортсмена. Как правило, окончательно и бесповоротно.

В первую очередь следует оценивать координацию движений ребенка. Это как раз то качество, на которое делается упор в группе начальной подготовки. Потом оцениваются физические данные. В современном гандболе очень важен рост. Например, в нашей гандбольной сборной, которая выступает сейчас на чемпионатах мира, почти все как на подбор – эдакие гренадеры: ниже 190 сантиметров в команде только 5 человек. Рост важен в первую очередь для того, чтобы иметь возможность бросать свысока и издалека. Но и невысоким мальчишкам и девчонкам в гандболе найдется место – на флангах, где недостаток роста и мощи вполне можно компенсировать мобильностью и прыгучестью.

Ну а главный гандбольный дефицит – левши. Берут их практически с закрытыми глазами, и носиться будут с ними как с писаной торбой.

В одну группу набирают обычно 15–20 ребятишек. Формируются группы по возрастам, мальчики и девочки тренируются отдельно. Заниматься в группе начальной подготовки ребенок будет 3 раза в неделю по полтора часа в день. Этап начальной подготовки продлится год или два. Обычно после этого периода очень многие ребята просто прекращают занятия или отсеиваются. И в учебно-тренировочную группу переходят уже только самые одаренные. Здесь уже придется заниматься по специальной программе.

Отдавая ребенка в спортивную гандбольную школу, родители должны понимать, что гандбол – травмоопасный вид спорта. В той же сборной России на чемпионате мира сложилась довольно непростая ситуация – по ходу турнира травмировались сразу двое игроков основного состава. Но дети после травм восстанавливаются довольно быстро. Когда же спортсмен станет старше, травмы будут досаждать чаще. Особенно часты в гандболе выбитые пальцы, растяжения и разрывы связок, сотрясения мозга.

Гандбол развивает сердечную систему, улучшает координацию движений. А объем легких у гандболистов почти такой же, как у пловцов!

Мячи. Дети играют резиновыми, подростки – уже кожаными, взрослого размера.

Кроссовки. Они в гандболе особенные: слегка жесткие, плотно облегающие ногу, с достаточно твердой невысокой подошвой, которая больше походит на одну большую мозоль.

«Липучка». Это ласковое название мази со своеобразным составом, которая позволяет лучше держать гандбольный мяч. С ней мяч не выскользнет из рук, а бросок получится сильнее. Правда, пользуются ею только совсем взрослые ребята, без пяти минут профессионалы (иначе детям не поставишь правильную технику броска).

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

1.1. Начальная стадия обучения

Прежде чем начинать обучение гандболу в школьном зале, следует подготовить зал и приобрести необходимый спортивный инвентарь.

Стандартной площадкой для гандбола является поле размером 40x20 м, но проводить занятия и обучать игре можно и в зале 24x12 м. Можно также использовать имеющуюся разметку для игры в баскетбол или в волейбол и, проведя несколько линий другого цвета, получим площадку для игры в гандбол (рис. 1).

Рис. 1. Схема спортивного зала

Начинаем с построения гандбольных ворот. Они могут быть из металлических труб, прикрепленных к стене и по бокам и оснащенных сетками. Можно использовать деревянный брус, за­крепив его непосредственно шурупами к стене и покрасив штанги черно-белыми полосами.

Стандартный размер гандбольных ворот – 3x2 м. Но так как залы в школе, как правило, имеют размер 24x12 м, то ворота следует изготовить меньших размеров, например, 2x1,5 м; 2,5x1,8 м и т.д.

После того как ворота изготовлены и закреплены, можно приступать к разметке площадки. Используя линию штрафных бросков в баскетболе (на рис. линия № 1), закрепив в точке опоры штанги (№ 4) шпагат, провести мелом линию (№ 3) соответствующего радиуса – R. Затем, покрасив линию (№ 3) в красный цвет, мы получим вратарскую зону, а линия штрафного броска в баскетболе будет служить также линией пробития семиметровых гандбольных пенальти.

Линию (№ 2) трехочковых бросков в баскетболе (как правило, белого цвета, сплошную или пунктирную) следует использовать как зону свободных штрафных бросков в гандболе.

Боковые линии (№ 5) при игре в гандбол можно не учитывать. Ушедшим в аут можно считать мяч, коснувшийся боковой стенки, что позволит увеличить поле игры.

Приобретя гандбольные, а также резиновые мячи меньшего диаметра для тренировки пяти- и шестиклассников, можно приступать к занятиям гандболом как на уроках, так и в школьной спортивной секции.

Уже на первоначальном тренировочном этапе можно параллельно проводить физическую, техническую и индивидуальную подготовку игроков. Основными, базовыми будут являться упражнения по общефизической подготовке, а также игровые варианты гандбола по упрощенным правилам. Комплексные упражнения лучше строить на основе соединения нескольких заданий или технических приемов в единую систему действий и в качестве задачи выносить на простейшую двустороннюю игру. В зависимости от возраста и подготовленности игроков следует определять и численность команды: например, 5 полевых игроков + вратарь; 4 + 1 или 3 + 1.

1.2. Основы техники

Техника игры – это не просто набор технических приемов, характерных для конкретной спортивной игры. Это еще и разные способы их выполнения. В свою очередь, техника выполнения приема – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.

По характеру игровой деятельности технику в гандболе делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря.

Когда я начинаю обучение гандболу, то стараюсь, чтобы каждый занимающийся «примерил» на себя роль и нападающего, и защитника, и вратаря. Дети любят играть, а игры по принципу «забей – поймай», на мой взгляд, нравятся почти всем. И хотя большинство стремится играть в нападении и забивать мячи, важнее другое: дать почувствовать детям особенности конкретной игры в каждой точке площадки. Так как гандбол – спортивная темповая игра, в которой и в атаку идет, и при потере мяча обороняется вся команда, то можно выделить подразделы: технику нападения и технику защиты. Знакомить детей с техническими элементами игры на уроках, и на внеурочных занятиях интереснее по самым разным методикам. От выбора учителя, например, зависит, что учащиеся будут осваивать на занятии: элементы техники нападения или защиты? А возможно, Вы предпочтете построить урок таким образом, что одна половина класса будет отрабатывать защитные действия, а другая – атакующие.

При выполнении тех и других можно выделить группы упражнений по перемещению игроков, которые, за редким исключением, характерны как для защиты, так и для нападения. Кроме того, технике владения мячом в гандболе противостоит техника противодействия владению мячом.

Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры в нападении, показаны на схеме (рис. 2).


Рис. 2. Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры

Участие в игре обязывает игрока быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча, передаче его партнеру или взятию ворот. Эта готовность отражается в позе игрока, которую называют стойкой.

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, разрушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно менять темп и направление, обладать позиционным чутьем для срыва атаки соперника. Все эти приемы приведены на рис. 3.

Приемы и техника гандбола

Пользуясь классификацией технических приемов, тренер сможет самостоятельно разработать специальные подготовительные и тренировочные упражнения, определить дозировку нагрузок и те технические приемы, к работе над которыми требуется подойти с большим вниманием.

Учитель, выбравший гандбол для уроков физкультуры, в отличие от тренера, задачей которого является обучение только конкретной игре, преследует иную цель. С точки зрения профессионального освоения игры она минимальна: познакомить, показать, научить в той степени, чтобы дети могли играть самостоятельно. Но с точки зрения преподавателя физкультуры со специализацией «гандбол», у меня появляются новые возможности для программной подготовки учащихся в рамках предмета «физкультура». К примеру, освоение элементов двигательной активности с предметом и без предмета. На основании приведенных выше схем можно придумать не один десяток упражнений, позволяющих проводить это обучение нестандартно и интересно.

На технику защиты и нападения делится и техника игры вратаря.

Выполнение основных технических приемов вратарь может осваивать в общей группе полевых игроков, но специальные упражнения необходимо отрабатывать индивидуально или с группой из трех-четырех вратарей, так как вратарская техника намного сложнее техники полевого игрока.

Но даже более сложную вратарскую технику можно использовать на уроках, например, при изучении программы по гимнастике. В данном случае я имею в виду, что в индивидуальной подготовке вратарей обязательны упражнения на растяжку, гибкость, координацию, что характерно и для гимнастики.

1.3. Тактика игры

Освоив технические приемы, не менее важно уметь их применять с максимальной пользой, а это уже – дело тактики. Не случайно признаком высокого тренерского мастерства считается умение перестраивать игру команды по ходу, в зависимости от сложившейся ситуации.

Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от изменения правил игры, совершенствования физических способностей игроков, появления новых приемов в технике. Современная тактика как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, – команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.

Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет минимальное число уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы учащиеся лучше их освоили.

Как показывает моя практика работы в школе, гандбол для детей не менее интересен, чем другие игровые виды спорта. А когда, например, на зачетном уроке по легкой атлетике кто-то из ребят показывает по прыжкам в длину результат, которого до этого никогда не добивался, то он вопросительно смотрит на меня: как такое может быть, ведь он в прыжках специально не тренировался?

Но в том-то и ценность спортивных игр, что они позволяют нашим детям не просто научиться новому, но и всесторонне развить свои физические качества. А если еще при этом игра будет доставлять удовольствие, наполнять детей положительными эмоциями, снимать напряжение в ходе учебы, можно считать что свою основную задачу на уроке Вы как учитель выполнили.

2. Эффективность начального обучения технике гандбола на основе применения современных информационных технологий

Наиболее подробно эффективность начального обучения изучила Козина Ж.Л. (Харьковский государственный педагогический университет им. Г.С. Сковороды). Она поставила проблему анализа последних исследований и публикаций. Современный гандбол требует высокого уровня владения всеми техническими приемами , поэтому учебно-тренировочный процесс на всех этапах подготовки должен базироваться на возможности детального анализа индивидуальной техники спортсменов . Для этого уже недостаточно просто визуального анализа техники каждого игрока в связи с тем, что высокая скорость выполнения технических приемов гандболиста часто не позволяет достаточно точно уловить отдельные ньюансы их индивидуального выполнения. Современный гандбол требует более широкого применения информационных технологий на всех этапах подготовки, особенно - при обучении технике, что и определило цель исследования.

На основании полученных ранее данных была разработана методика начального обучения технике основных приемов в гандболе с применением современных информационных технологий и проведенный педагогический эксперимент, в котором приняли участие игроки команды ДЮСШ №3 (возраст 11-12 лет), из них 11 спортсменов составили экспериментальную группу и 12 спортсменов контрольную. Эксперимент проводился с сентября 2002 года по май 2003 года.

Для тренировки юных спортсменов экспериментальной группы была разработана методика технической подготовки с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств. Основные особенности данной методики заключались в следующем. Наряду с обучением техническим приемам делался акцент на развитие скоростно-соловых способностей. Для этого применялись:

Специальные упражнения для развития силы и взрывной силы;

Упражнения для развития быстроты;

При обучении технике выполнения передач и бросков делался акцент как на точности выполнения данных приемов, так и на скоростно-силовом аспекте их выполнения, в то время как традиционная методика предусматривает обучение данным приемам без акцента на скоростно-силовом аспекте.

В качестве усиления обучающего эффекта применяли наглядные пособия, аналогичные представленным на рис. 1. Кроме того, на уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки "Репка" (рис.2).

Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике освоения технических приемов без акцента на скоростно-силовом аспекте и без применения современных компьютерных технологий.

Эксперимент длился 1 год. В начале и в конце педагогического эксперимента проводилось педагогическое тестирование.

Рассмотрим каждый компонент данной методики отдельно.

2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов

Объяснение техники броска и показ сделанных самостоятельно с помощью видеосъемки и компьютерной обработки материалов наглядных пособий (рис.1), а также - видеокассет с записью техники выполнения бросков гандболистами-профессионалами (производство Калифорнийского Университета). Просмотр видеокассеты производился 2 раза в месяц. Наглядные пособия (рис. 1) выдавались каждому ученику для детального изучения дома на неограниченный срок. При подготовке наглядного пособия приглашались спортсмены высших разрядов (не ниже первого), отбирались наиболее удачные материалы. На рисунке 1 показано выполнение броска спортсменом - студентом ХДПУ (кмс).


Рис. 1. Наглядное пособие для изучения техники броска с места

2.2. Методика применения учебно-методического мультфильма для изучения техники выполнения передачи мяча

На уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки "Репка".

При этом ученикам детально объяснялось правило сложения сил по векторам (6-7 классы общеобразовательной школы). После чего приводились примеры сложения сил по векторам. Среди данных примеров была демонстрация правильной техники передачи мяча в гандболе, при которой должны работать все мышцы, и в первую очередь - ноги, так как это наибольшая векторная составляющая в сумме действующих сил в данном движении. Таким образом, мышцы, правильно включаясь в движение, создают силу, которая способствует точному и сильному посыланию мяча в цель (рис. 2). Эта сила является результатом сложения всех векторов сил, обеспечивающих данное движение. Поэтому при передаче мяча обязательно должны работать все мышцы. Это актуально с той точки зрения, что наиболее распространенной ошибкой у начинающих гандболистов является стойка на прямых ногах при передачах и бросках мяча. При этом теряется возможность не только скоростно-силового компонента движения, но и возможность сильной и точной передачи.

В качестве аналогии из живой природы приводился пример совместного перетаскивания муравьями ноши, когда складываются вектора сил действия всех муравьев (рис. 2). Как муравьи могут быстро перетащить ношу в нужное место только сложив свои усилия, так и мышцы могут выполнить сильное и точное действие, работая согласованно. С этой точки зрения также целесообразно сгибать ноги при передачи мяча, так как при этом в действие включаются наиболее крупные мышцы, которыми являются мышцы нижних конечностей, что обеспечивает скоростно-силовой аспект при выполнении данного приема.

В качестве аналогии приводился пример также из сказки "Репка", в которой, когда сложились вектора действия всех сил, т.е. "дедки", "бабки", "внучки" и т.д., "репка вытащилась". При передаче мяча мышцы ног - это как бы "дедка" в сказке "Репка", мышцы туловища, плеча, предплечья - это "бабка", "внучка", "Жучка" и т.д., а мышцы кисти - это "мышка". Поэтому, чтобы передача была сильной и точной (чтобы репка вытащилась), должны согласованно сработать все мышцы.

Данный материал преподносился в виде мультфильма, в котором объединялся материал геометрии, физики, биологии и физкультуры, что взаимоусиливало его понимание учениками, причем как спортсменами, так и неспортсменами.



Рис. 2. Фрагменты учебно-методического мультфильма для обоснования на основе правил сложения сил по векторам техники передачи мяча

Результаты педагогического эксперимента показали эффективность применения данной методики при начальном обучении гандболистов. Так, у спортсменов экспериментальной группы по результатам выполнения контрольных тестов достоверно (при р<0,05; р<0,01) улучшились показатели не только скоростно-силовой подготовленности, но качество выполнения технических приемов (броска и передачи мяча). В то время как в контрольной группе достоверный прирост результатов тестирования наблюдался в трех тестах из пяти с меньшим уровнем значимости по сравнению в экспериментальной группой (р<0,05) (табл. 1, 2).

2.3. Результаты тестирования юных гандболистов контрольной группы до и после проведения эксперимента

Таблица 1

Полученные данные позволяют сделать вывод о целесообразности применения разработанной методики при начальной подготовке гандболистов.

Таблица 2

Результаты тестирования юных гандболистов экспериментальной группы до и после проведения эксперимента

Выводы. 1. Проведенное исследование показало целесообразность применения разработанной методики обучения основным техническим приемам юных гандболистов с акцентом на скоростно-силовом аспекте выполнения данных приемов и применения широкого спектра наглядных пособий, созданных с использованием современных информационных технологий.

2. Улучшение показателей тестирования в экспериментальной группе при большей значимости, чем в контрольной, подтверждает эффективность применения данной методики.

Дальнейшие исследования предполагают развитие научно-методического направления использования информационных технологий в учебно-тренировочном процессе в спортивных играх.