Упражнения. Строим тело. Питание. Здоровье
Поиск по сайту

Тактическая или технико-тактическая. Типы уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач Виды и формы тренировочных занятий в футболе

Учебное занятие типично для подготовительного периода тренировки, особенно на этапе освоения новой программы. Большая часть времени такого занятия отводиться на обучение новому материалу. Это и определяет характерные особенности занятий подобного типа. В общем виде задача этого занятия сводится к идеи обновления гимнастики, к творческому началу. Благодаря подобным занятиям гимнасты овладевают всем объемом доступных упражнений. В масштабе отдельных тренировочных занятий решаются задачи, связанные с овладением упражнениями конкретного спортивного разряда. Содержание и организация учебного занятия подчинены созданию благоприятных предпосылок для процесса обучения. Это значит, что тренер должен спланировать освоение «цепочек» родственных по структуре элементов, основываясь на принципе доступности и эффекте положительного переноса навыка.

Несмотря на кажущееся различие и оригинальность каждого вида многоборья, многие элементы близки по техническим действиям. Это повод для размышления и принятия решения: планировать ли в одном занятии параллельное освоение родственных элементов или идти путем «контраста». Чаще всего следует идти первым путем, поскольку при кажущемся полном подобии этих элементов, выполняемых в разных видах многоборья, имеется много тонкостей техники, отличающихся элементы друг от друга. Это специфика опоры о снаряд, детали ухода с опоры, быстрота вращения в полете. Однако, гимнаст, перегруженный информацией по теме одного элемента, перестает различать нюансы техники (соскок - сальто назад на перекладине и кольцах). В этом случае, следует аналогичные по технике элементы, осваивать последовательно, предлагать контрастные задания.

Другая проблема - определить количество нового материала, планируемого на одно занятие. Обучение проходит успешно при хорошем эмоциональном состоянии, на свежие силы, не в стадии физического и психического утомления. В связи с этим тренер должен представлять, какую трудность составляет новый материал для конкретного ученика. Каков коэффициент новизны предлагаемых упражнений. Для подготовленных гимнастов абсолютно новых элементов практически не бывает, если учесть, что техника нового элемента включает новых знакомых деталей, фрагментов, заложенных еще на этапе базовой подготовки. Чаще всего в содержании учебных занятий предусматривается сочетания нового материала с повторением, закреплением техники старого. Актуальный вопрос - количество повторений нового элемента.

Таким образом, как видим, намечая план подобных занятий, тренер должен решить следующие вопросы:

  • - определить наиболее важные двигательные задания (элементы, соединения), которые будут осваиваться на данном занятии;
  • - не перегружать занятия новым материалом (1-2 новых упражнения на снаряде);
  • - планировать учебное занятие сериями, чтобы создать условия для повторения, закрепления двигательного навыка без пауз между занятиями (4-6 занятий «плотного» обучения);
  • - спланировать освоение сложного материала ближе к началу основной части занятия;
  • - разделить эти задания на группы по признаку координационной, психологической и физической сложности;
  • - определить посильное для гимнастов количество видов многоборья в занятии, считая упражнения акробатической и хореографической подготовки также видами многоборья;
  • - рассчитать примерное количество повторений наиболее важных заданий. При заметных ошибках, связанных с утомлением, обучение прекращается (средняя норма 6-8 подходов, 1-3 повторения в подходе);
  • - определить общую продолжительность занятий и время на каждый вид многоборья.

Тренировочное занятие является основной формой работы с гимнастами и в общем объеме составляет от 25до 30% количества занятий в год. Тренировочное занятие направлено преимущественно на повторение уже освоенной программы, ее совершенствование. Основная задача - закрепление навыков, их совершенствование при выполнении в соединениях, частях комбинаций и в целых комбинациях программ, воспитание специальной выносливости. Это основной тип занятий при подготовке к соревнованиям. По объему и интенсивности нагрузки в тренировочных занятиях достигает наивысших величин, особенно в тренировке ударного характера.

Промежуточной формой, соединяющей содержание учебного и тренировочного занятий, является достаточно распространенный тип учебно-тренировочного занятия. Действительно, развития содержания и форм занятий по мере возрастания мастерства (как в многолетней подготовке, так и от подготовительного периода к соревновательному) можно представить как последовательную смену одних типов занятий другими, с акцентом на их приоритетные задачи - табл. 2. Учебно-тренировочные занятия, сменяют чисто учебные, а затем перерастают в собственно-тренировочные. Если при обучении элементам результат оценивается больше по критерию «получилось или не получилось», «сделано - не сделано», то в тренировочных занятиях эффективность работы определяется и количественными и качественными критериями: «сделал сколько раз», «насколько хорошо выполнено».

Таблица 2. Преимущественное направление типов занятий в тренировочном цикле

В учебно-тренировочных занятиях учебным материалом могут быть не только новые элементы, но и учебные комбинации, которые являются либо облегченными вариантами соревновательными, либо специальными, состоящими из базовых элементов. Интенсивность тренировочных занятий можно определить по количеству подходов. Если в каждом подходе выполняются комбинации в целом, то такая тренировка имеет очень высокую интенсивность. Кроме этого показателями интенсивности являются, количество элементов и прыжков, количество подходов, а также качественные характеристики.

При планировании чисто тренировочных занятий тренеру предстоит определить количество видов многоборья, их чередование, количество подходов с выполнением комбинаций и их частей, опорных прыжков. Сложнее при планировании учебно-тренировочных занятий, когда сочетаются задачи по освоению и совершенствованию техники элементов с задачами развития выносливости при выполнении упражнений программы соревнований. В любом случае тренер должен руководствоваться принципом приоритета главных педагогических задач. Хорошие возможности в «разведении» учебных и тренировочных занятий во времени создаются при двухразовых занятиях в день, когда одно занятие проходит «обучающие», другое - «тренировочное».

Модельное занятие - форма подготовки гимнастов к предстоящим соревнованиям. Его основная задача - проведение занятий в точном соответствии с регламентом предстоящих соревнований и прогнозируемой ситуации (дни недели, место, время, условия, первый вид многоборья, расстановка гимнастов по номерам и др.). Следовательно, каждое модельное занятее имеет свои особенности. Строгая регламентация подходов во времени является отличительной признаком этих занятий. Поэтому они проводятся с секундомером, так как тренеру необходимо строго выдерживать паузы, предоставлять ответственные подходы к снаряду в соответствии с моделью соревновательной обстановки (30сек. на участницу).

Как правило, они планируются в модельный микроцикл, если предстоящие соревнования проводятся в несколько дней. Но могут планироваться и отдельно в других микроциклах. Поэтому моделирование можно осуществлять и для контроля за ходом подготовки, и с целью отбора команды. Эти занятия проводиться не часто, 2-3 раза в соревновательный период. При групповом занятии наиболее полно решаются задачи тактического характера.

Гимнастика характерна небольшим количеством соревнований (5-7 раз в год), а соревновательный опыт необходимо приобретать постоянно. На этапе начальной подготовки - это контрольные проверки, мини-соревнования внутри группы, что можно больше отнести к применению соревновательного метода в процессе обучения и тренировки.

Нагрузки - количество элементов и комбинаций - спланировать несложно, опираясь на цифры, характеризующие нагрузку на соревнованиях. Но психическую напряженность смоделировать гораздо сложнее. Чтобы в большей степени подготовиться к предстоящим соревнованиям прибегают к модельно-ударному занятию: при проведении тренировки по модели того или иного дня соревнования предлагается выполнить или несколько большее число комбинаций, или добавляется нагрузка типа СФП. В модельном микроцикле, кроме модельных занятий, добавляются дополнительные занятия не восстановительного плана, а с нагрузкой, близкой к базовой. Во время адаптационного (настроечного) микроцикла перед соревнованиями, как правило, гимнастам предоставляются дни для опробования снарядов. В этих случаях также планируются модельные занятия.

Показателями модельного занятия являются: стабильность и качество выполнения программы, наличие предполагаемых и непредполагаемых срывов, психоэмоциональное состояние гимнаста.

Контрольное занятие в отличие от модельного не тестирует готовность гимнастов к соревнованиям, а лишь степень освоения учебной или классификационной программы, комбинаций, отдельных элементов, соединений, контролируется медико-биологического состояние спортсмена (ЧСС, АД), уровень физической, технической и психологической подготовленности. Словом, контролю подлежат любые результаты работы, позволяющие определить, насколько успешна методика тренировки.

В любом занятии тренер может оценить выполнение того или иного упражнения. Однако контрольное занятие отличается особой организацией, когда заранее планируется программа упражнений, и доводится до сведения гимнастов. Необходимо, чтобы спортсмены хорошо знали условия и основные критерии оценки упражнений.

Критерии оценки устанавливаются в зависимости от сути контроля. Наиболее типичными являются: «выполнено-невыполнено», «выполнено на какую оценку» (шкала оценок ОФП, СФП - количество раз, расстояние м,см; временные показатели сек, мин.). По сумме баллов можно ранжировать гимнастов, выявлять победителей.

Регулярное проведение контрольных занятий (раз в месяц, неделю и т.д.) дисциплинируют гимнастов, позволяет тренеру шире использовать соревновательный метод подготовки. Эти занятия способствуют воспитанию у гимнастов инициативности, самостоятельности, ответственности, организованности, необходимые гимнастам в соревновательной деятельности. Распространенной формой контрольного занятия является тестирование физической подготовленности. Информационный показатель в этом занятии - оценка за выполнения нормативов, тестов, выраженная в интегральной оценке в баллах.

Занятие по ОФП организуется как самостоятельное занятия, хотя обычно ОФП или СФП начинается или заканчивается учебное или тренировочное занятие, и дополняют общую нагрузку, воздействуя на развитие отдельных физических качеств.

Известно, что длительный бег по дистанции, ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры многие другие виды двигательной активности прямого влияния на спортивный результат в гимнастике не имеют. Аргумент, что ОФП благотворно сказывается на здоровье спортсмена сегодня, к сожалению, не является главным. Спорта высших достижений связан с концепцией специализации средств и направленностей всей подготовки на конечный результат. Тем не менее, есть весомые аргументы в пользу ОФП в гимнастике, особенно на этапах становления - начальной и специализированной подготовки. Прежде всего, средства ОФП развивают общую работоспособность. Она проявляется в способности противостоять суммарному утомлению в процессе круглодичной тренировки, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствует закаливанию организма. Кроме того, элементы л/а, плавания, с/и, единоборств способствуют гармоничному развитию организма. Гимнастика общепризнано является средством всестороннего и гармоничного физического воспитания. Тем не менее, ранняя специализация в применении средств физической подготовки не оправдывает в себя в работе с юными гимнастами.

Таким образом, ОФП планируется в значительном объеме на этапе начальной подготовки, в подготовительный период занятий с гимнастами разрядниками, в переходный период подготовки гимнастов высокой квалификации. Основная задача - развитие общей работоспособности, гармоничное развитие двигательных качеств, переключение на иной тип двигательной деятельности для восстановления.

Занятия по ОФП в зависимости от применении средств проводятся либо в зале, либо на стадионе, бассейне, на местности. Методика проведение занятий, техника, правила соответствуют и заимствуют из видов спорта, но с поправкой на прикладность к гимнастике. Например, упражнения со штангой выполняются не рывком и толчком, а в качестве отягощения для развития силы мышц. Беговые дистанции подходят по нагрузке и времени выполнения к параметрам В/У и прыжков. Планируют занятия по ОФП в сочетании с другими типами занятий по принципу «маятника». Одного-двух занятий в недельном микроцикле в сочетании с другими занятиями достаточно. Но большей частью эти занятия носят однонаправленный характер. Не исключены и комплексные занятия, сочетающие бег, игры, плавание.

В оценке результатов занятий ОФП информативными показателями и факторами учета являются объем и интенсивность упражнений, их содержание, общее время занятий. Например, в с/и важно учесть не количество голов, а темп и общее время игры, по динамике ЧСС определить интенсивность нагрузки. Общая продолжительность занятий по ОФП колеблется от 30 до 180 мин. Разная продолжительность занятий по ОФП связана с их содержанием и задачами. Наиболее рекомендуемая форма проведения занятий по ОФП - групповая тренировка, обеспечивающая соперничество и эмоциональный тонус занимающихся.

Занятия по СФП более представительны, чем занятия по ОФП. В общем количестве дней подготовки они составляют около 10%, в общем объеме элементов занимают до 20% в подготовительный период (как основные) и 10-15% в соревновательный (как дополнительные). В содержание таких занятий входят упражнения, направленные на воспитание ведущих физических качеств, уровень развития которых оказывает прямое влияние на результативность спортивно-гимнастической деятельности. Большая часть их непосредственно связана с техникой гимнастических элементов, соединений и выполнением комбинации в целом и применяется по принципу сопряженного воздействия. Следует подчеркнуть, что сами гимнастические элементы из обязательной и произвольной программ являются отличным средством СФП (подъем разгибом, отмах в стойку, сальто и др.). Практически все силовые жимовые и статические элементы включаются в программу СФП.

В связи со значительными нагрузками, большой суммарным эффектом от упражнений занятия по СФП, как правило, не очень продолжительны 1-2 ч. Занятия по СФП очень продуктивны, так как выполнение специальных упражнений не в качестве дополнения в каком-либо учебно-тренировочном занятии, а на свежие силы дает ощутимый результат. Например, показатель ЧСС (более 200 в 1 мин) зафиксированный во время упражнений СФП круговым способом. Приобретается уверенность в выполнении силовых элементов. К примеру, держать не 2с, в соответствии с правила соревнований, а 8-10с.

Подбор и чередование упражнений СФП могут строиться по принципу воздействия на отдельные мышечные группы (анатомический принцип локального воздействия по типу: упражнения для разгибателей или сгибателей рук, ног, туловища), либо по принципу развития определенных физических качеств (физиологический принцип подбора упражнений скоростно-силового характера, упражнений для развития максимальной медленной или статической силы, гибкости, выносливости).

Одной из наиболее действенных форм организации занятий по ОФП и СФП является круговая тренировка, позволяющая точно контролировать и дозировать нагрузку. В этом случае, наиболее важными вопросами, стоящими перед тренером при организации занятий по СФП круговым способом, является следующие:

  • - определить содержание упражнений, их направленность, принципа подбора;
  • - подбор необходимых упражнений для комплекса (определение количества «станций» круга);
  • - определение последовательности, очередности выполнения упражнений (замыкание круга);
  • - уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения;
  • - определение времени выполнения упражнений на «станциях» и интервалов отдыха между станциями;
  • - определение количества кругов - серий упражнений.

В занятиях по СФП информативными показателями являются: содержание упражнений, способ проведение, объем и интенсивность упражнений, общее время занятий. Тестируется СФП с помощью контрольных нормативов, проведением функциональных проб и функциональной диагностики.

Разминочное занятие можно отнести к вспомогательному виду занятий. Правомерность выделение этого типа занятий подтверждается реальной потребностью в нем. Выделяются две разновидности: утреннее разминочное занятие (зарядка) и собственно разминочное перед ответственной тренировкой или соревнованиями. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не разминка непосредственно перед стартом - специальная разминка, а организованное занятие утром, если соревнование проводятся вечером.

В отличие от обычной гигиенической зарядки, разминочное занятие гимнаста насыщается более сложными, но знакомыми элементами технической и физической подготовки. В схему занятий включается разогревающий бег в спокойном темпе, упражнения на гибкость, равновесия, стойки на руках, элементы хореографии, батутная разминка - настойка на предстоящую в течение дня работу. Это разминочное занятие проводится для активизации, настройки на основную тренировку, снятия нервного напряжения перед соревнованиями, успокоиться. Благодаря выполнению знакомых упражнений в видах многоборья, гимнаст приобретает уверенность в своих силах, может убедиться в готовности к ним. При планировании такого занятия тренер должен определить содержание, количество упражнений, общее время занятий. Внимательно оценивается субъективное состояние гимнастов по показателям самочувствиям, активности, настроения (САН).

Зарядка в условиях централизованной подготовки приучает гимнастов к неоднократным занятиям в день. Постепенно обычная зарядка перестает в занятия продолжительность до 40-60мин. Она может проводиться в различных условиях (дома, в зале, на площадке). Основная задача - тонизировать гимнастов после сна, привести организм в состояние готовности. С юными гимнастами можно разучивать несложные комплексы общеразвивающих упражнений (образовательные задачи).

Разминочное занятие первого варианта актуальна уже на этапе специализированной подготовки, а второй - в работе с подготовленными спортсменами, когда соревновательная практика шире.

Восстановительное занятие - это типичная форма, характерная для современной гимнастики с большими объемами нагрузки. Применяется преимущественно в периоды напряженной работы для разгрузки, а также после соревнований. Может проводиться после ударных тренировок или в конце микроцикла с большой суммарной нагрузкой. В связи с этим, актуальность данного типа занятий в работе с юными гимнастами невелика.

Восстановительное занятие должно отличаться от учебно-тренировочных не только заметно сниженным объемом и интенсивностью нагрузки, но и содержанием. Специально организованные восстановительные занятия должны содержать упражнения, не связанные с программой подготовки к соревнованиям.

Цель - реабилитация физического состояния гимнаста, переключение на контрастно отличные от основных, упражнения игрового характера. Путем упражнений умеренного воздействия и средств активного отдыха способствовать более быстрому протеканию восстановительных процессов в организме, а также профилактике перетренировки и психологической перегрузки.

Выполняются разминочные упражнения, подвижные игры. Весьма желательно использовать музыку, музыкальные игры. При проведении подобных занятий гимнастам предоставляется относительно полная самостоятельность в выборе упражнений, в определении количества повторений. В целом занятие должно вызвать эмоциональный подъем, желание тренироваться. Занятие целесообразно сочетать с восстановительными мероприятиями (сауна, массаж, физиотерапия). Педагогический контроль за эмоциональным состоянием (САН) дополняется методами функциональной диагностики (ЧСС, АД, ЭКС).

Планирование подготовки гимнастов в конечном итоге сводится к разработке детальных планов отдельных занятий. В связи со сложностью вида спорта спектр проблем, возникающих при подготовке классных гимнастов, не может быть разрешим в занятиях одного плана, одно профиля. Возникла необходимость выделить несколько типов занятий. Созданы предпосылки, в зависимости от задач. Для варьирования и применения различных типов занятий, т.е. для управления тренировочным процессом. В практике планируются серии - «цепочки» однопрофильных и разнопрофильных занятий, занятия смешанного типа (учебно-тренировочное, модельно-контрольные). Но не должно быть занятий неопределенной структуры. Мастерство тренера проявляется в умении определять соотношение средств подготовки в разных по масштабам интервалах времени, в умении варьировать различными типами занятий.

Тренировочные занятия - это минимальные завершенные структурные компоненты тренировочной системы, которые при объединении в определенной последовательности формируют все остальные более длительные тренировочные циклы и этапы Бойцов С.М. Биологические и педагогические аспекты физической тренировки // Теория и практика физической культуры. 2002. № 8. С. 29-33.

Как указывает Л.П. Матвеев удовлетворительного результата в занятиях физической культурой и спортом можно достичь в результате многолетних непрерывных занятий, основанных на учете закономерностей развития организма и особенностей вида занятий (вида спорта). По мнению автора, секционные занятия планируются на весь период обучения под руководством преподавателей с целью четкого определения последовательности решения задач, овладения техникой различных физических упражнений и повышения уровня функциональной подготовленности организма. Планирование должно предполагать увеличение объема, интенсивности и общей тренировочной нагрузки по сравнению с прошедшим годом Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М: Известия, 2001. 333 с..

Тренировочное занятие отличают некоторые характеристики:

2) ранняя и углублённая специализация спортсмена в избранном виде спорта;

3) большая продолжительность занятий необходимая для достижения максимальных тренировочных результатов;

4) исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок;

5) высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсмена;

6) необходимость систематического и углублённого контроля в ходе тренировочных занятий;

7) широкое использование не специфических средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма.

Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий Общая характеристика и виды тренировочных занятий.

Функцию и морфологию организма занимающегося на тренировках формируют совершенно определенные, конкретные варианты различных физических упражнений, используемых в тренировочном процессе. Применяемое для этого упражнение определяется не столько выбранным видом спорта, сколько тем физическим качеством, которое следует воспитывать в данном виде спорта. Однако, следует отметить, что в разных видах спорта формируются и развиваются одинаковые физические качества (выносливость, скоростные способности, гибкость, силовые способности, координация, а так же и их всевозможные сочетания). Имеются критерии, свойственные для групп спортивных упражнений, которые направлены на воспитание конкретных качеств, позволяющие изучать общие закономерности. Для чего происходит объединение различных видов спорта в группы, в каждой из которых физиологические закономерности физических упражнений, используемых в тренировочном процессе, одинаковы. Поэтому у спортсменов различных видов спорта, но объединенных в группу с определенной направленностью тренировочного процесса, в организме в большей или меньшей степени появляются сходные изменения и развиваются сходные приспособительные механизмы Бойцов С.М. Биологические и педагогические аспекты физической тренировки. № 8. С. 29-33.

Главной структурной единицей учебно-тренировочного процесса является отдельно взятое занятие, в процессе которого применяются разнообразные средства тренировки, которые направлены на решение задач физической, технико-тактической и других видов подготовки.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых: задачи данного занятия, закономерные колебания функциональной активности занимающихся в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений.

По основной педагогической направленности тренировочные занятия могут быть: основные, дополнительные, избирательной и комплексной направленности.

При двух тренировочных занятиях в день, одно из них, как правило, является основным, а другое - дополнительным.

Решение основных задач подготовки, поставленных на учебно-тренировочное занятие, решается в основных занятиях, где и выполняется основной объём работы. Применяются на них наиболее эффективные средства и методы, нагрузки более значительные, которые необходимы для воспитания и повышения тренированности.

В дополнительных занятиях применяются средние по величине нагрузки, связанные с решением отдельных частных задач подготовки и используемые для поддержания достигнутого уровня тренированности. В дополнительных занятиях могут применяться и малые нагрузки, применяемые в качестве ускорения процессов восстановления после предшествующих больших или значительных нагрузок Терованесян И.А. Подготовка спортсменов: современный взгляд. М: Терра-Спорт, 2000. 128 с.)..

По направленности используемых на занятиях средств и методов Н.Г. Озолин выделяет занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.

Программа занятий избирательной направленности планируется так, чтобы существенный объём упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи. К примеру, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей.

В настоящее время зачастую используются занятия, которые способствуют преимущественному воспитанию отдельных качеств и способностей: скоростных или силовых качеств, аэробной или анаэробной производительности. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М: ООО «Издательство Астрель», 2003. 863 с.

Повышение экономичности работы, эффективности использования функциональных возможностей, психической устойчивости к преодолению ощущений утомления осуществляется обычно параллельно с развитием конкретных физических качеств. Это же можно сказать и о большой части работы по совершенствованию техники: она должна проводиться постоянно в процессе развития различных качеств. Только тогда занимающийся начнет в совершенстве владеть техникой, отвечающей разнообразным задачам, которые необходимо решать в соревнованиях.

Выделяют два вида построения занятий комплексной направленности, которые включают одновременное развитие различных качеств и способностей.

К первому виду относятся занятия комплексной направленности с последовательным решением задач, то есть программа отдельного взятого занятия разделяют на 2 или 3 относительно самостоятельные части, которые выполняются в строгой последовательности. К примеру, в I части используют средства для повышения скоростных возможностей, во II - силовой подготовленности, в III части выносливости. Или в первой части - решаются задачи обучения новым техническим элементам, во второй части - физической подготовки, в третьей части - тактическое совершенствование.

Второй вариант предполагает не последовательное, а одновременное развитие нескольких, чаще всего двух физических качеств. Параллельно решаются задачи, когда два процесса энергообразования в процессе выполнения тренировочной нагрузки идут одновременно (параллельно). Например, тренировочная работа, которая направлена на повышение аэробной и анаэробной производительности (третья зона интенсивности), или на увеличение скоростных и анаэробных возможностей (скоростная выносливость - четвёртая и пятая зона интенсивности) Гордон С.М. Спортивная тренировка. М: Физкультура и спорт, 2008. 256 с..

По направленности физической нагрузки В.А. Геселевич выделяет:

Выносливость (аэробные упражнения, бег, лыжный спорт, плавание);

Быстрота и скоростная выносливость (аэробный и смешанный характер нагрузки);

Сила и силовая выносливость;

Ловкость;

Гибкость.

Из спортивной тренировки известно, что при построении микро- , мезо- и макро- циклов целесообразно строго определенным образом планировать направленность нагрузки Геселевич В.А. Структура тренировочного занятия.

Так на одном занятии можно объединить такие качества как:

Гибкость и силу;

Гибкость и выносливость;

Быстроты и силу;

Быстроту и выносливость.

Включение других качеств допустимо в виде фоновой нагрузки, иначе возможет отрицательный перенос качеств и снижение показателя здоровья с признаками перетренировки.

Выбор ключевого упражнения имеет первостепенное значение в составлении программы тренировки и является профессиональной задачей для тренера.

При воздействии в процессе воспитания на одно из физических качеств, это автоматически влияет и на остальные. Характер и величина такого влияния зависит от следующих причин: интенсивности применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М: Советский спорт, 2013. 216 с..

На начальном этапе тренировочных занятий воспитание одного физического качества влечет за собой развитие и других. Но следует отметить, что при истечении какого то времени это развитие заканчивается. Те упражнения, которые ранее участвовали в воспитании всех физических качеств, далее будут влиять некоторые из них. В дальнейшем возможно проявление отрицательного взаимоотношения между отдельными физичесими качествами. И.М. Козлов пишет, что несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силовых способностей (поднимание большого веса) и максимальных показателей выносливости (бег, марафон). Все же автор сообщает, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных Великий спортсмен, педагог, тренер. О спортивной школе, ее руководителе и его учениках / И.М. Козлова, Н.А. Орлова. СПб., Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, 2005. 168 с..

Тренировочное занятие имеет структуру: подготовительная, основная часть и заключительная часть тренировки. Содержание этих разделов зависит от поставленных задач тренировки.

В подготовительной части проводится разминка, врабатывание - выход на необходимую функциональную активность систем и органов занимающихся.

Основную часть тренировки называют нагрузочной фазой, так как она концентрирует все реальные нагрузки, запланированные для выполнения. Основная часть - самая длинная в тренировочном занятии. В зависимости от специфики вида спорта основная часть тренировочного занятия может содержать большое количество упражнений (как в легкой атлетике, плавании или гимнастике) или только одно задание (типа двухсторонней игры в игровых видах спорта).

В тренировке спортсменов по стрельбе используются, как правило, следующие формы тренировочных занятий: тренировка без патрона, тренировка в стрельбе по экрану, тренировка в стрельбе на кучность, тренировка в стрельбе на результат, коллективная тренировка.

Каждая из перечисленных форм решает свои задачи, тем не менее все они представляют единый преемственный процесс овладения техникой выстрела.

Техника стрельбы не должна изменяться при изменении формы тренировки.

Тренировка без патрона – одна из основных форм индивидуальной тренировки спортсмена в стрельбе. Она применяется на протяжении всего времени занятий стрелковым спортом. Вне зависимости от уровня подготовленности спортсмена.

Это самостоятельная форма учебных занятий и она не может быть заменена «огневой» тренировкой.

Надо убедить спортсмена в том, что тренировка без патронов – необходимое условие достижения избранной цели.

В начальном периоде обучения тренировка без патронов формирует позу изготовки; способствует сосредоточению внимания на мышечных ощущениях по достижению и сохранению устойчивости системы «стрелок-оружие», способствует разучиванию элементов технике выстрела; развивает силу и выносливость мышечных групп, обеспечивающих длительное поддержание позы изготовки с оружием, способствует согласованности прицеливания и спуска курка.

Тренировка в стрельбе по экрану – рассматривается как промежуточная между тренировкой без патрона и тренировкой по мишени.

Стрельба по экрану отличается от стрельбы по мишени отсутствием выраженной точки прицеливания. Это облегченный вариант стрельбы по мишени позволяющий в связи с отсутствием «яблока» сконцентрировать внимание на содержании выполняемых действий, а не на их результате. Экраном обычно служит белый лист размером с мишень. Если спортсмен технически правильно выполняет элементы цикла выстрела, то пробоины на экране располагаются кучно.

Разброс пробоин может быть связан с недопониманием того, как должна выполняться стрельба.

Действия спортсмена в стрельбе по экрану не должны отличаться от его действий при стрельбе по мишени.

Стрельба по экрану должна иметь место на тренировках спортсменов всех уровней подготовленности в тех случаях, когда нужно подкрепить навыки правильной техники производства выстрела.

Стрельба на кучность – применяется с целью:

Освоить особенности стрельбы по мишени с черным кругом;

Перенести навыки и умения, приобретенные стрельбой по экрану, на стрельбу по мишени;



Закрепить технику стрельбы и совершенствоваться в ней.

Стрельба по мишени на кучность содержит дополнительную трудность по сравнению со стрельбой по экрану, заключающуюся в желании совершить выстрел при возможно более точном совмещении мушки с «яблоком». Это естественное по своей природе стремление чревато тем, что:

1) стараясь произвести выстрел в момент кратковременных затуханий колебания оружия, стрелок непроизвольно ускоряет наращивание усилия на спуск, что приводит к отрыву пробоин;

2) стрелок уточняя положение мушки на мишени, добиваясь его точного положения, прекращает нажатие на спуск, и подлавливая момент совмещения, резко нажимает, что так же приводит к отрыву;

3) уделяя слишком большое внимание прицеливанию стрелок перестает контролировать тонус мышц, обеспечивающих устойчивость системы «стрелок-оружие», что приводит к нарастанию амплитуды колебаний, окончательно затрудняя качественный выстрел.

Как правило вначале стрельба по мишени, по кучности уступает стрельбе по экрану.

Тренер должен убедить спортсмена в том, что качество попадания находится в прямой зависимости от правильности выполнения элементов цикла выстрела.

Определение средней точки попадания (СТП).

Каждый выстрел – это совокупность ошибок допущенных стрелком и качеством применяемого оружия и пулек. Они всегда различны. Только стрелки высокого класса, применяя высококачественное оружие и пульки могут почти идеально (для человеческого глаза) сдваивать пробоины.

По этому пробоины находятся на некотором удалении друг от друга. Точку, находящуюся в центре рассеянных пробоин называют средней точкой попадания (СТП). Находят ее следующим образом: например (Рис. 44), имеется три пробоины, для определения СТП соединяют две любые пробоины прямой линией, затем делят ее пополам и эту серединную точку соединяют с третей пробоиной. Данный отрезок делят на три части. СТП будет находиться в конце первого отрезка линии, соединяющей последнюю пробоину со всеми остальными.



Пример: по трем, четырем, пяти пробоинам.

Тренировка в стрельбе на совмещение СТП.

При переходе к стрельбе по мишени на результат стрелок сталкивается с явлением, когда СТП, казалось бы беспричинно меняет свое положение вызывая необходимость постоянного внесения поправок в установку прицела.

Причиной этих изменений являются в основном постоянные хотя и не значительные изменения в изготовке, прикладке, усилиях удержания оружия и т.п., допускаемое стрелком. Поэтому очень важно, чтобы до начала тренировки в стрельбе на результат, обучаемый научился сохранять положение СТП стреляя по нескольким мишеням.

Для тренировки в однообразии принятия изготовки обучаемому предлагается сделать 3-5 выстрелов прекратить стрельбу, покинуть огневой рубеж и, снова изготовившись, сделать серию в 3-5 выстрелов, добиваясь однообразия принятой изготовки и ее точной ориентации, относительно мишени.

Только после овладения однообразной изготовкой, понимая необходимость сохранения мышечных ощущений обучаемый может успешно приступать к тренировке в стрельбе на результат.

Стрельба на результат отличается от стрельбы на кучность необходимостью совместить среднюю точку попадания с центром мишени. Это делается во время пристрелки оружия и уточняется при выполнении пробных выстрелов.

Совмещение СТП производится следующим образом: из точки СТП мысленно опускаются перпендикуляры на оси абсцисс и ординат. Затем вносится поправка в установку прицела по вертикали и горизонтали имеющимися на прицельной планке винтами.

Однако результат выстрела оказывает на стрелка различное влияние. «10» может и испугать и чрезмерно успокоить, а большой отрыв пробоины и мобилизовать, и полностью деморализовать стреляющего, в зависимости от квалификации и опыта спортсмена.

Тренер должен научить анализировать и воспринимать достоинство пробоины с точки зрения правильности выполнения техники выстрела.

Отмечая хороший выстрел и видя хорошую пробоину спортсмен должен видеть подтверждение технической правильности исполнения своих действий. И наоборот, если пробоина не совпадает с отметкой выстрела – найти причину (ревизовав свои действия по его выполнению), сделать 1-2 холостых выстрела.

Стрелок не должен подсчитывать очки – это дело судейской коллегии. Его задача правильное исполнение каждого выстрела.

Коллективная тренировка (КТ) позволяет спортсменам разучивать приемы регуляции своего эмоционального состояния в условиях психологических нагрузок; закреплять навыки техники выстрела в обстановке повышенной психологической ответственности.

Тренеру коллективная тренировка помогает изучить спортсменов с точки зрения психологической устойчивости к соревновательным нагрузкам.

Спортсмен, помимо овладения техникой меткого выстрела, должен сформировать психические качества, позволяющие реализовать свои умения в условиях соревнований: сосредоточению внимания, самообладанию, настойчивости.

Формирующиеся в процессе КТ навыки, более прочны и устойчивы, лучше сохраняют свои качества в условиях настоящих ответственных соревнований.

КТ представляет собой самостоятельную форму учебного процесса со своими конкретными задачами и условиями проведения.

Проводя их, тренер наблюдает за спортсменами, отмечая успешность перенесения ими психологических нагрузок. Отрицательное влияние КТ внешне выражается в следующем:

Резком снижении результатов стрельбы;

Затягивания (недостаток решительности) первых выстрелов и низкой их результативности;

Грубых отрывов, следующих за несколькими хорошими выстрелами;

Остром реагировании на изменение обстановки, возникновении посторонних помех и прочее;

Особенностях поведения: суетливости, растерянности, появление потливости, зевоте, заметном покраснении или побледнении лица;

Многократном откладывании выстрела;

Снижении результатов последних выстрелов после хорошей стрельбы в начале;

Быстром изменении выражения лица при происшедшем выстреле;

Чересчур поспешном и слишком долгом осмотре мишени в трубу.

Контрольная стрельба (КС) проводится для определения уровня подготовленности, правильности и прочности закрепления навыков, сформированных учебно-тренировочным процессом.

КС проводятся в соответствии с правилами соревнований: проведение жеребьевки, подача команд, присутствие зрителей и т.п.

До начала КС тренер беседует со спортсменами, напоминая им о необходимости сохранять самообладание сосредоточить внимание на основных элементах выстрела, подавлять отвлекающее влияние посторонних факторов.

В ходе выполнения упражнения тренер не вмешивается в действия спортсменов, предоставляя им возможность в полной мере проявить свои умения и навыки.

Разбирая КС, тренер должен остановиться на ошибках, допущенных спортсменами, делая это в доброжелательной форме.

Впоследствии тренер, проводя индивидуальные занятия со спортсменами, должен внести коррективы в психологическую подготовку. Помочь найти им свои приемы регуляции психического состояния, воспитывать у спортсмена уверенность в своих силах с конкретизацией формулы: «Знаю», «Умею», «Буду!».

Программы подготовки по этапам.

Программа начальной подготовки – 1 этап предусматривает последовательное обучение основам меткого выстрела и имеет целью сформировать у обучаемых правильные навыки и последовательность выполнения элементов каждого выстрела. Итогом выполнения программы явиться сдача обучаемыми норм на значок «Юный стрелок». Она также является этапом отбора обучаемых в секцию стрельбы.

Даны тематические планы второго и третьего этапов подготовки по упражнениям ВП-1 и ВП-2 с описанием изготовки и техники стрельбы.

Методика подготовки и формы тренировочных занятий аналогичны на всех этапах подготовки изменяется лишь их акцент в зависимости от индивидуальной подготовленности занимающегося.

Первый этап подготовки

Группа занимающихся 10-15 человек, возраст 10-11 лет.

Начальная подготовка (отбор) по программе подготовки на значок «Юный стрелок»:

Оружие – пневматическая винтовка типа ИЖ-38;

Дистанция стрельбы 5 м.;

Мишень – спортивная «П», черный круг диаметром 29мм, «10» - диаметром 2мм., расстояние между зонами – 4,5мм;

Положение для стрельбы – с руки, с опорой на стол или стойку высотой 110см.;

Количество выстрелов – 3пробных 5 зачетных;

Время на стрельбу – неограниченное;

Норматив – выбить не менее 40 очков.

Количество пуль 4,5мм.на одного занимающегося:

На учебные стрельбы – 74шт.;

На соревнования – 16 шт.;

Проверка боя и резерв руководителя – 10 шт.

Итого: 100 штук.

Перечень тем и расчет часов

№№ п/п Тема Кол-во часов Занятия №
1. Стрелковый спорт - военно -прикладной, технический вид спорта. 0,5 0,5
2. Теоретические основы стрельбы. 0,5 0,5
3. Меры безопасности и правила обращения с оружием. 0,5 0,5
4. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. 0,5 0,5
5. Основы меткого выстрела.
6. Тренировка в стрельбы из пневматической винтовки.
7. Участие в соревнованиях.

Направленность занятий, применяемых в процессе тренировки, обуславливается подбором и методикой применения различных специально-подготовительных и соревновательных упражнений. В спортивной практике находят применение занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. Программу занятий избирательной направленности планируют так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи (например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей), а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.

Эффективность тренировочных занятий в большой степени зависит от их правильной организации, которая позволяет обеспечить необходимую плотность занятий, выбор оптимальной дозировки выполняемых упражнений, действенный контроль, учет индивидуальных особенностей спортсмена и т.п. В зависимости от конкретных задач и содержания тренировочного занятия, подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся, этапа подготовки и ряда других обстоятельств, предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочного занятия.

При индивидуальной форме занятий спортсмены получают задание и выполняют самостоятельно. В числе преимуществ этой формы занятий следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспитания самостоятельности и творческого подхода при решении поставленных задач, настойчивости и уверенности в своих силах, возможность проводить занятия в условиях дефицита времени и в зависимости от складывающихся условий.

При групповой форме имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата при проведении занятий, взаимопомощи при выполнении отдельных упражнений. Однако эта форма проведения занятий затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, индивидуальный подход к занимающимся.

При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. Особенно широко эта форма применяется при решении локальных задач в пределах отдельного занятия, в частности, при проведении разминки. При такой организации занятия тренер имеет хорошие условия для общего руководства группой, применения наглядных методов.

Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющими большой стаж занятий, необходимые специальные знания и опыт. Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор их рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены стационарная и круговая формы проведения тренировочных занятий.

При стационарной подготовке спортсмены выполняют упражнения на специально оборудованных «станциях», приспособленных для развития различных двигательных качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, совмещенного развития двигательных качеств и совершенствования основных компонентов технического мастерства. Станции могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, предназначенными для решения разнообразных задач, возникающих в процессе спортивной тренировки. Тренировка на станциях позволяет индивидуально подобрать объем и характер тренировочных воздействий, оптимизировать контроль за качеством выполнения заданий, оперативно вносить коррективы в программы тренировочных занятий.

Круговая тренировка предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных станциях. Обычно оборудуется от 10 до 20 станций, на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки. Расположение станций и подбор упражнений осуществляются таким образом, что спортсмен последовательно выполняет различные по характеру и преимущественной направленности упражнения, в комплексе обеспечивающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Индивидуальный подход обеспечивается путем изменения величины сопротивлений на тренажерах, величины отягощений, количества повторений, темпа работы и т.п.

Тренировочные занятия - это минимальные завершенные структурные компоненты тренировочной системы, которые при объединении в определенной последовательности формируют все остальные более длительные тренировочные циклы и этапы. Современное состояние вопроса о тренировке является довольно противоречивым. С одной стороны, тренеры и спортсмены знают, как спланировать отдельную тренировку в своем виде спорта. С другой стороны, подходы к тренировке и системы подготовки постоянно меняются и улучшаются. В итоге сама тренировка также меняется. Некоторые тренеры достигают мастерства в этом творческом процессе, однако часто они не могут (или не хотят) объяснить, как они соединили эти компоненты в одно удивительное целое. Цель этой статьи состоит в том, чтобы представить самые существенные общие подходы к планированию тренировочного занятия.

1.1. ТИПЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Этот раздел представляет три практически важные классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: (1) организацию, (2) задачи и (3) уровень нагрузки.

1.1.1. Классификация тренировок по форме организации

Множество возможных организационных форм, используемых в мировой тренировочной практике, можно объединить в три основные группы, которые представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация тренировок по форме их организации

Тип тренировки

Форма организации

Возможные преимущества

Групповая

Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану

Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства

Индивидуальная

Запрограммированная, выполняется под руководством тренера

Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники

Запрограммированная, выполняется спортсменами самостоятельно

Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте

Свободная или почти свободная без строгого плана

Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки

Смешанная

Комбинация двух предыдущих организационных форм

Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

Как видно из табл. 1.1, каждая организационная форма и соответствующий ей тип тренировки имеют свои преимущества, а также специфику и ограничения. Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах. Более того, в некоторых видах спорта типа фигурного катания, индивидуальные тренировки формируют почти всю программу подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако даже в командных видах спорта индивидуальные тренировочные занятия вносят определенный вклад в программу подготовки в целом. В футболе, баскетболе, хоккее с шайбой и др. предсезонная подготовка игроков мирового класса находится в зоне их личной ответственности. Звезды мирового класса должны привлекать свои собственные средства, договариваться о помощи тренера и составлять расписания тренировок, обычно индивидуальных.

Пример. Высокопрофессиональный и успешный футболист в возрасте 30-33 лет проходил месячный специализированный цикл подготовки вне сезона (мезоцикл был посвящен развитию максимальной скорости). Для этой цели он нанял высококвалифицированного тренера (специализирововшегося в легкоатлетическом спринте), который планировал, руководил и контролировал его тренировочный процесс. Цикл подготовки состоял из индивидуальных тренировок, проводимых тренером и частично - самим спортсменом. Такая специализированная работа позволила спортсмену поддержать высокий уровень максимальной скорости, несмотря на возникшие трудности, вызванные его возрастом и предшествовавшими травмами.

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

Пример. Легендарный Эдсон Арантес Ду Насименту (Пеле) сказал в интервью, снятом для документального фильма: «Часто я оставался после тренировок и совершенствовал удары, пасы и игру головой» («Пеле навсегда». Автор Анибал Массэйни Нету , Бразилия, 2004). Было бы справедливо сказать, что именно комбинация командной работы и индивидуального мастерства была тем, что сделало этого спортивного гения таким знаменитым.

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

1.1.2. Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

Спортивная практика требует дифференциации тренировок по типу наиболее распространенных задач. Классификация, основанная на систематизации задач, решаемых в процессе тренировки, представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Классификация тренировок, основанная на задачах тренировочного процесса

Тип тренировки

Задачи тренировки

Примечания

Кондиционная

Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности

Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач

Техническая

Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений

Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества

Тактическая или

технико-тактическая

Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики

Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий

Контрольная

Оценка возможностей спортсмена

Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия

Комбинированная

Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач

Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное реше­ние различных задач в определенных упражнениях

Кондиционные тренировки, посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Нужно подчеркнуть, что освоение движений (совершенствование техники движений) требует значительной мобилизации познавательных и координационных способностей спортсменов. Таким образом, этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики. Еще одна функция этих тренировок -соединение тактических и технических навыков, что является чрезвычайно важным для успешного выполнения соревновательного упражнения. Частично тактические тренировки можно проводить в классе как часть теоретической и интеллектуальной подготовки. Однако основная часть такой работы должна планироваться и тщательно осуществляться в специфических по виду спорта условиях, когда частично могут быть смоделированы напряженные соревновательные ситуации. Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физиче­ских и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований. Поскольку эти тренировки требуют от спортсменов максимальных усилий, они должны быть тщательно организованы, обеспечены соответствующим оборудованием, находящимся в подходящих внешних условиях, а также должны проводиться при поддержке и тесном сотрудничестве с тренерским коллективом.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая - кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной. Другой вариант комбинированной тренировки объединяет решение различных тренировочных задач в специфических по виду спорта специальных упражнениях. Так, широко распространенный подход предполагает одновременное развитие специфической по виду спорта двигательной способности и совершенствование соответствующего технического навыка. Такие тренировочные средства комбинированного двухстороннего эффекта называют сопряженными упражнениями. Обычно такое соединение обеспечивается при выполнении упражнений в условиях, искусственно снижающих скорость передвижения или увеличивающих ее (Маглиско , 1992).

Пример. Упражнения с дополнительным сопротивлением широко распространены и особенно популярны в циклических локомоциях типа бега, плавания, гребли на байдарках и каноэ, акаде­мической гребли и др. Обычно эти упражнения направлены на совершенствование навыка при­ложения силы в рамках существующей специфической по виду спорта технической схемы и уве­личивающегося уровня мышечной выносливости. Вариант с использованием условий, искусственно снижающих скорость передвижения, может быть реализован с помощью относительно недорогого оборудования. Предполагается, что упражнения с искусственно увеличенной скоростью передви­жения облегчают спортсмену выход на высокоскоростные режимы и часто помогают преодолеть так называемый «скоростной барьер». Комбинированный эффект таких тренировок - это совершен­ствование специфического по виду спорта технического навыка скоростного перемещения, а также рост максимальной скорости или специфической по виду спорта скоростной выносливости.

1.1.3. Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия. Вот почему классификация тренировки по уровню соотношения цели и нагрузки имеет практический смысл. Табл. 1.3, основанная на такой классификации Зациорского (1995), представляет количественно ранжированные (от 1 до 5) тренировочные занятия, где ранг 1 соответствует самой маленькой нагрузке, а 5 - самой большой.

Таблица 1.3

Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки(по Зациорскому , 1995; в редакции Иссурина , 2003)

Цель тренировки

Уровень тренировочной нагрузки

Время восстановления, ч

Оценка нагрузки, ранг

Развитие

Предельный

Существенный

Поддержание

Восстановление

Небольшой

Аспекты этой классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, нуждаются в дополнительном разъяснении в плане длительности периода, желательного для полного восстановления. Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления; однако не всегда можно выбрать интегративные объективные маркеры и индикаторы, основанные исключительно на продолжительности восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями. Для этой цели (чтобы квалифицировать уровень тренировочной нагрузки) может быть приспособлена широко используемая шкала Борга (, 1973), оценивающая индивидуальное восприятие нагрузки, - табл. 1.4.

Таблица 1.4

Определение уровня тренировочной нагрузки с помощью шкалы Борга (, 1973), оценивающей ее индивидуальное восприятие (редакция автора)

Уровень индивидуального восприятия нагрузки

Словесная оценка нагрузки

Тип тренировки

Очень, очень легкая

Очень легкая

Умеренная

Восстановительная

Немного тяжелая

Поддерживающая

Очень тяжелая

Очень, очень тяжелая

Имея в виду обе вышеупомянутые классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, можно вывести по крайней мере два практически важных следствия:

1) уровень нарузки в любой тренировке может быть определен количественно и выражен в цифровой форме, что может дать дополнительные преимущества при планировании тренировочного процесса, особенно в видах спорта с неизмеряемым результатом (спортивных играх, гимнастике и т.д.), и позволит акцентировать значение специально подобранных тренировочных занятий;

2) практическое применение связанной с нагрузкой категоризации развивающих, поддерживающих и восстановительных тренировок позволяет лучше их дифференцировать и более тщательно подбирать адекватные рабочие нагрузки.

1.1.4. Ключевые тренировки как решающее звено развивающего тренировочного процесса

Концепция блоковой периодизации обращает особое внимание на планирование тренировочного процесса путем подбора серии из нескольких тренировок. Принцип высокой концентрации требует, чтобы тренировочная нагрузка фокусировалась на минимальном количестве качеств-мишеней. В отличие от традиционного подхода, где важнейшее значение имеют общие объемы выполненных упражнений, концепция блоковой периодизации провозглашает абсолютный приоритет «общего количества развивающих тренировок» как ключевой характеристики.

Пример. Высококвалифицированный каноист должен развить базовую аэробную выносливость. Для этой цели он должен выполнять еженедельно 40-45-километровый объем упражнений на уровне, близком к анаэробному порогу. В соответствии с традиционным подходом этот километраж может быть разделен на девять тренировок, в которых будет скомбинирован с упражнениями другой направленности (на анаэробную гликолитическую выносливость, силовую выносливость, максимальную скорость и т.д.). Спортсмен, выполняющий такую программу, будет постоянно утомлен, а тренировочный эффект будет меняться от небольшого до незначительного. Концепция блоковой периодизации требует концентрации на упражнениях, направленных на качества-мишени, главным образом, в рамках трех-четырех развивающих тренировок, которые не могут комбинироваться ни с какими анаэробными гликолитическими задачами. Спортсмены будут иногда (но не всегда) чувствовать себя утомленными после напряженных развивающих тренировок, а тренировочный эффект будет более благоприятным.

Согласно концепции блоковой периодизации, качество тренировочного процесса жестко определено количеством и последовательностью развивающих тренировок. Более того, некоторые из них должны быть ударными, а их место должно быть четко задано при планировании. Самые важные развивающие тренировки, которые сосредоточены на текущих главных направлениях тренировочного процесса, называются ключевыми тренировками.

В течение долгого времени ведущие тренеры отбирали и выделяли некоторые тренировочные занятия, которые формируют пики соответствующих тренировочных циклов и концентрируются на самых важных задачах и рабочих нагрузках. Такие пиковые тренировки, названные выше ключевыми, также требуют от спортсменов интеллектуальной и эмоциональной концентрации и готовности работать более напряженно, чем обычно.

Пример. Тим Ноукс (1991), всемирно известный спортивный физиолог, сформулировал некоторые правила тренировки, основанные на опыте великих бегунов на средние и длинные дистанции, таких, как Герберт Эллиотт , Рон Кларк и Фрэнк Шортер . Первое правило: «Чередуйте напряженные и легкие тренировочные дни». Это очень близко к тренерской концепции ключевой тренировки, которую можно выразить так: «Чередуйте особенно напряженные тренировки с менее напряженными и легкими».

Вот почему принцип концентрации рабочей нагрузки, постулированный в концепции блоковой периодизации в целом, должен также применяться и для серии нескольких тренировочных занятий. Основные особенности ключевой тренировки представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Основные характеристики и особенности ключевых тренировок

Основные характеристики

Особенности

Нагрузка в тренировочном цикле воздействует на наиболее важные качества-мишени, обычно одна цель соответствует двигательной подготовленности, а другая - технической или тактической

Интеллектуальный фактор

Спортсмены должны быть особенно мотивированы к выполнению той тренировочной нагрузки, которая определяет эффект всей программы тренировки

Время воздействия

Ключевая тренировка планируется для выполнения в «наилучшее время»: когда спортсмены уже подверглись влиянию предыдущих нагрузок, но все еще не чрезмерно утомлены

Уровень нагрузки

В соответствии с требованиями развивающей тренировки: значительный, большой или предельный

Организационные формы

Сотрудничество внутри группы и дух товарищества особенно желательны

Контроль

Всесторонняя и объективная регистрация значимой информации (с использованием таких инструментов, как хронометры, мониторы ЧСС и лактата крови, видео...) или использование визуальных признаков и педагогической оценки

Как видно из табл. 1.5, ключевые тренировки требуют особого внимания в плане методологического обеспечения, организации и психологии. Эти тренировочные занятия должны содержать самые эффективные и показательные упражнения; очень часто их результаты можно использовать для контроля за тренировочным процессом и для оценки рабочего потенциала спортсменов.

Не рекомендуется включать в ключевые тренировки неизвестные средства или создавать абсолютно новые условия, которые требуют предварительного опробования. Спортсмены должны сосредоточиться на качестве своей работы; новые средства и условия тренировки могут отвлечь внимание спортсменов от специфических деталей выполняемой нагрузки и уменьшить уровень их мотивации. Все требования, предъявляемые к выполняемой работе, организационные детали и условия должны быть четко объяснены до начала тренировочного занятия. Изложенное верно для любой тренировки, но особенно важно для ключевой.

2.2. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ

Несмотря на разнообразие и специфику различных видов спорта, существуют общие правила того, как должно строиться любое отдельное тренировочное занятие. Знания о структуре тренировки принадлежат к наиболее комплексному разделу теории тренировки, который все тренеры начинают изучать в процессе приобретения личного опыта с начала собственной спортивной карьеры. Действительно, каждый знает, что отдельная тренировка состоит из вводной части (разминки), основной (в которой выполняются запланированные нагрузки) и заключительной. Эта общая структура подходит ко всем возможным комбинациям организационных форм и упражнений и описана многими авторами. Однако прогресс спортивной науки и практики привел к более полному пониманию фактов, которые когда-то казались очень простыми, а теперь представляются многозначными. Таким образом, сущность и содержание каждого компонента тренировки теперь могут быть рассмотрены под более широким углом зрения.

2.2.1. Разминка

Великий новозеландский тренер Артур Лидьярд включил главу, посвященную разминке, в свою книгу, которую он написал вместе с Гартом Джилмуром (2000). В ней он отметил, что однажды после лекции всемирно известного австралийского тренера Перси Сиратти , который работал с многократным рекордсменом мира и олимпийским чемпионом в беге Гербертом Эллиоттом , спросили о роли разминки. Авторитетный тренер ответил, что кролики не разминаются, но могут бежать «как сам дьявол». Тренер из колледжа Абилина , который задал вопрос, не назвав своего имени, отнесся к такому ответу критически и провел специальное исследование.

Результаты исследования. Тренер из Абилина нашел место обитания кролика и снял его поведение перед началом бега. Когда кролик вылез из норки, он осмотрелся вокруг (поворачивая голову, напрягая и растягивая мышцы шеи и спины) и пробежался несколько раз вперед и назад. После этого он побежал через поле. Таким образом, кролик действительно выполнил разминку, хотя и не такую серьезную, как бегуны-люди (Лидьярд и Джилмур , 2000).

Было бы справедливым сказать, что в настоящее время очень немногие тренеры или спортсмены все еще сомневаются в необходимости разминки. Однако требуются данные об эффективных разминочных моделях и сочетаниях. Здесь, как это обычно бывает в тренировке высококвалифицированных спортсменов, существуют два главных подхода: собрать опыт использования разминочных моделей со всего мира и рассмотреть результаты тщательно выполненных исследований. Второй подход может быть проиллюстрирован результатами долгосрочного исследования, проведенного на спортсменах высокого уровня.

Результаты исследования. Двенадцать футбольных команд национального дивизиона (180 игроков) были разделены на две группы. Первая использовала модифицированную тренировочную программу, в которой вводная и заключительная части тренировок тщательно планировались на основе результатов предыдущих исследований: упражнения с мячом объединялись с программой на растяжку; заключительная часть тренировки состояла из бега трусцой и стретчинга (техника удержания - расслабления). Подготовка контролировалась врачами и физиотерапевтами. Вторая группа состояла из шести команд, которые тренировались традиционно и служили контрольной группой. Результаты шести месяцев тренировок показали весьма существенное превосходство спортсменов, выполнявших модифицированную программу подготовки (рис. 1.1). Отмечено сокращение количества травм (в 4 раза) и значительное уменьшение количества пропущенных из-за повреждений опорно-двигательного аппарата тренировок (Экстранд и др., 1983).

Вышеупомянутое исследование можно считать нетипичным, потому что оно включает комплексный эффект выполнения вводной и заключительной частей тренировки, а также медицинский контроль. Обычно научный подход подразумевает изучение отдельных эффектов нескольких факторов и анализ того, что они могут дать практике.

Например:

включение упражнений на растяжку в разминку увеличивает диапазон движений нижних конечностей футболистов (Моллер и др., 1985);

активная разминка без растяжки не влияет на гибкость и поэтому является неподходящей (Заказ и др., 2006);

предшествующее выполнение интенсивного упражнения существенно стимулирует аэробный метаболизм в работающих мышцах во время последующей напряженной работы (Бангсбо и др., 2001).

С другой стороны, опыт передовой спортивной практики остается очень ценным источником знания того, как организовать разминку в любом виде спорта.

Рис. 1.1 . Предупреждение травм у футболистов в результате применения модифицированной тренировочной программы, сфокусированной на вводной и заключительной частях тренировки (по Экстранду и др., 1983)

Разминка как вводная часть каждой тренировки выполняет три общие функции: регулирование метаболических процессов, техническое и координационное врабатывание и интеллектуальную подготовку (табл. 1.6). Конечно, регулирование метаболических процессов должно быть специфическим по виду спорта; однако это не значит, что функция разминки важна для бегунов и не важна, например, для стрелков. На самом деле изменения температуры тела и уровня энергообеспечения абсолютно необходимы для последующей серьезной работы, даже если характер и содержание этой работы являются специфическими для разных видов спорта. Нужно также упомянуть важную роль регулирования метаболических процессов в предотвращении повреждений опорно-двигательного аппарата. В интервью на различных спортивных состязаниях выдающиеся тренеры рассказывают, что по крайней мере половина случаев травмирования опорно-двигательного аппарата спортсменов (поясницы, плеч, коленных суставов, лодыжек и т.д.) частично или полностью вызвана несоответствующей разминкой. С другой стороны, адекватная аккомодация соответствующих метаболических систем в значительной степени определяет эффективность выполнения последующих нагрузок в основной части тренировки.

Точно так же техническое и координационное врабатывание является обязательной функцией разминки в любом виде спорта; ее роль в предотвращении травм у спортсменов будет рассмотрена ниже подробно. Третья функция разминки также существенна, она особенно важна в видах спорта, где интеллектуальные и позна­вательные компоненты играют ведущую роль, типа игровых видов, единоборств, а также при приобретении новых технических навыков и т.д.

Таблица 1.6

Главные функции, цели и ожидаемые эффекты выполнения разминки спортсменами (по Де Врайсу , 1986; Мак Ардлю , Кэчу и Кэчу , 1991; Пауэрсу и Хаули , 1994)

Ожидаемые эффекты

Регулирование метаболических процессов

Приспособление всех метаболических систем для выполнения последующих усилий и предотвращение повреждения неразогретых тканей опорно-двигательного аппарата

Повышение температуры мышц и внутренних органов; снижение сопротивления мышечных волокон и сосудистого русла с ростом температуры; увеличение объема кислорода, связываемого гемоглобином и миоглобином; увеличение потребления кислорода

Техническое и координационное врабатывание

Активизация центральной и периферической нервной систем и предотвращение травм из-за неудачного выполнения сложнокоординационных упражнений

Более быстрое сокращение и расслабление мышц; увеличение восприимчивости мышц и всех двигательных механизмов управления; повышение устойчивости и экономичности основных биомеханических функций и техники движений

Интеллектуальная настройка

Мобилизация спортсмена и группы спортсменов для осознанной работы; достижение должной мотивации для выполнения определенных задач

Достижение умственной концентрации для выполнения предстоящей нагрузки; совершенствование интеллектуального и эмоционального самоконтроля

Разминка в любом виде спорта подразделяется на две части: общую и специальную, которые характеризуются соответствующим набором упражнений (табл. 1.7).

Общая часть разминки обычно начинается с постановки целей на предстоящую тренировку, и в это же время спортсмен получает самые существенные инструкции о деталях выполнения нагрузки и организации тренировочного занятия. Спортсмены высокой квалификации обычно разминаются по-своему, выполняя собственную комбинацию упражнений. Однако иногда требуется акцентирование некоторых деталей общепринятой схемы вводной части тренировки, например: пролонгирование общей части в случае низкой температуры окружающей среды (проще говоря, замерзшие спортсмены нуждаются в более долгой разминке, чтобы согреться); включение дополнительных упражнений из-за предшествовавших травм мышц или суставов; более осторожное выполнение разминочных упражнений для тех групп мышц, которые все еще болезненны после предыдущей тренировки и т.д. Признаками наступления желаемого состояния, которое должно быть вызвано выполнением этой части разминки, являются увеличенная ЧСС (до 110-130 уд./мин), потоотделение, увеличенные частота дыхания и легочная вентиляция, улучшенное общее состояние организма. Общая часть разминки обычно длится 8-15 мин.

Таблица 1.7

Общие и специальные части разминки: содержание и особенности

Часть разминки

Особенности

Циклические упражнения низкой и средней интенсивности (бег, бег трусцой, прыжки и т.д.); калистеника - различные упражнения с полным диапазоном движений для основных мышечных групп и всех суставов (главным образом, без дополнительных отягощений или сопротивления)

Может выполняться индивидуально или в небольших группах; продолжительность приблизительно 8-15 мин (зависит от температуры окружающей среды и индивидуальных требований)

Специальная

Специфические по виду спорта упражнения, воздействующие на преобладающие метаболические системы и технические (и/или технико-тактические) навыки, которые будут задействованы в основной части тренировки

Может выполняться под наблюдением тренера; продолжительность приблизительно 10-20 мин

Начальная часть разминки обычно должна включать несколько упражнений низ­кой и средней интенсивности, чтобы усилить кровообращение, увеличить темпера­туру тела и облегчить процессы окисления в работающих мышцах. Общепризнанно, что согретые мышцы и соединительные ткани легче удлиняются и положительно реагируют на растяжение. Поэтому следующий шаг включает упражнения на рас­тяжку, в которых активная динамическая составляющая (скручивания, круговые движения рук и верхней части туловища и т.д.) предшествует пассивной. Обще­принятая схема вводной части тренировки продолжается силовыми упражнениями с умеренными усилиями, обычно выполняемыми без отягощений, хотя могут ис­пользоваться и упражнения с сопротивлением партнера.

Специальная часть разминки посвящена специфическим по виду спорта метаболическим и/или техническим особенностям предстоящей тренировки. Специально подобранные упражнения должны активизировать координационные механизмы, необходимые для выполнения технических действий, используемых в основной части тренировки. Кроме того, эти упражнения должны помочь усилить интеллектуальную готовность для решения последующих двигательных задач более высокой сложности. С этой точки зрения эти упражнения важны для предотвращения неудач при выполнении координационно очень сложных упражнений, то есть они вносят свой вклад в предупреждение травм.

Несмотря на разнообразие возможных вариантов разминки, существуют два альтернативных, используемых креативными тренерами в различных видах спорта (табл. 1.8).

Наиболее часто используемый вариант - стандартная специальная разминка, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности. Такая разминка является частью обычной работы; не требует никакой дополнительной мотивации, может быть легко организована и обычно длится 8-15 мин. Высококвалифицированные спортсмены обычно имеют собственный вариант стандартной разминки и даже некоторое количество других вариантов для разных спортивных дисциплин.

Таблица 1.8

Два альтернативных варианта выполнения специальной части разминки перед началом тренировки

Вариант выполнения специальной части разминки

Преимущества

Стандартный

Полностью стандартизированная программа, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности

Экономичность выполнения; относительно небольшая продолжительность, простая организация

Специфический (нестандартный)

Упражнения, моделирующие соревновательные, или другие нестандартные, включающие относительно новые или привлекательные элементы

Нарушение монотонности, настройка на выполнение необычной двигательной программы

Пример. Тяжелоатлеты выполняют индивидуальные стандартные специальные разминки перед рывком и перед толчком (они разные). Содержание и продолжительность этих вариантов подбираются спортсменом и тренером индивидуально. Точно так же гимнасты используют нуж­ный вариант специальной разминки для каждой гимнастической дисциплины (упражнений на кольцах, вольных, прыжков, упражнений на брусьях и т.д.) Разумеется, относительно постоянное содержание и продолжительность этих разминок меняются в зависимости от внешних факторов (температуры, влажности и т.д.) и внутреннего состояния (усталости, предшествующей травмы, уровня тревожности и т.д.).

Специфическая специальная разминка обычно отражает необычный характер последующей работы. Это может быть специально организованная контрольная тренировка, в которой создается псевдосоревновательная ситуация. То есть вы­полняется модифицированная соответствующая спортивной дисциплине размин­ка. Особенной ключевой тренировке также может предшествовать специфическая вводная часть, которая должна отразить исключительный характер этого трениро­вочного занятия. Точно так же перед необычными событиями, подобными местным праздникам, публичным презентациям и т.д., может использоваться специфическая разминка. Следует заметить, что частое использование специфической разминки ведет к утрате ее необычности и уменьшает ее стимулирующий эффект.