Упражнения. Строим тело. Питание. Здоровье
Поиск по сайту

Как быстро научить ребенка плавать в бассейне: основные техники и уроки плавания. Как научиться плавать детям: советы тренера Как нельзя обучать плаванию

В этой статье я напишу про два возможных варианта научить ребенка плаванию: “экспресс” (буквально за 1-2 занятия) и “академический” (более долгое и качественное обучение).

Внимание! Эта статья посвящена обучению детей в возрасте 6-9 лет и старше. Если Вас интересует обучение для более младшего возраста, этому вопросу у меня посвящена .

В отличие от более младших ребят, начиная с 6-7 лет ребенок уже готов к обучающему процессу – готов осознанно выполнять упражнения, задания. Именно с этого возраста берут на учебу в спортшколу.

В этой связи, здесь уже нет необходимости проводить обучение через игры (как с маленькими) и при этом можно и нужно прививать ребенку правильный стиль плавания.

Тем не менее, и в отношении школьников задача родителя – добиться наличия у ребенка желания заниматься плаванием, то есть – заинтересовывать, а не заставлять его .

Основы правильного плавания

Я пишу об этом во многих статьях на этом сайте и на всякий случай повторю здесь еще раз (если вы уже читали или разбираетесь в вопросе – смело переходите к следующему разделу статьи).

Правильное плавание – это плавание с опущенной в воду головой . Вдох, разумеется, делается в результате подъема (в брассе) либо поворота (в кроле) головы, выдох – в воду носом или ртом. Учить нужно именно такому плаванию.

Любой человек, а особенно ребенок инстинктивно стремится задрать голову наверх – это как минимум нужно для комфортного дыхания. Напротив, опускать в воду лицо и плыть в таком положении – не очень естественное для человека действие.

Тем не менее, правильно плавать именно с опущенным в воду лицом:

  1. Во-первых, поднятая голова нарушает баланс тела, начинают тонуть ноги и таз .
  2. Во-вторых, она мешает телу вытянуться , нарушает плавучесть.
  3. В-третьих, если говорить о длительных занятиях, то пережатые шейные позвонки и сжатые кровеносные сосуды – это как минимум не полезно для здоровья.
Правильное положение головы в плавании кролем

Кроме того, поскольку у нас речь идет об обучении, то учить плаванию с нуля также намного легче с опущенной головой , а не с поднятой. Опустив лицо в воду и набрав в грудь воздух, даже самый начинающий сможет звездочкой держаться на воде (а это – половина пути!), в то время как с поднятой головой начинающему будет крайне тяжело удержаться на воде.

Ваша задача – научить ребенка плаванию с опусканием головы в воду. Это не означает, что он в дальнейшем будет всё время так плавать. Напротив, научившиеся дети затем часто купаются, плавая кролем с поднятой головой. Но они уже умеют плавать, то есть задача научить – достигнута.

Методика обучения в бассейне

Алгоритм шагов – примерно тот же, который был описан в :

  1. Учимся опускать лицо в воду и делать выдох носом (затем – также и ртом).
  2. Учимся плавать за счет работы ног (руки – с плавательной доской или стрелочкой).
  3. После того, как предыдущие шаги пройдены, подключаем руки .

Где проводить занятия?

Оптимальный вариант – достаточно мелкий (чтобы можно быть встать), прозрачный и теплый бассейн.

Допустимы и занятия в открытых водоемах, но на море учебе будут мешать волны и соленая вода, а в реках и озерах вода будет непрозрачной, что нежелательно для самых первых шагов в обучении ребенка.

С чего начать? Экспресс-вариант

Как вариант, попробуйте с ребенком провести экспресс-обучение по методике, которую предложил тренер Денис Тараканов.

Для совсем маленьких детей она обычно не годится, но с 6-7 лет вполне можно попробовать ее применить в качестве старта.

С помощью этой методики можно научить ребенка хотя бы как-то плыть всего лишь за одно-два занятия .

Наглядно эта методика показана в видео самого ее автора, очень рекомендую посмотреть:

Вот последовательность упражнений, которые нужно выполнить. Каждое упражнение делаем около 10 раз, затем переходим к следующему:

  1. В мелкой части бассейна (где можно лечь и при этом дотянуться до дна) ребенок руками опирается на дно , лицо опускает в воду, расслабляет шею – делаем так 10 раз.
  2. Делать то же самое, но дополнительно отрывать одну руку ото дна.
  3. Делать то же самое, но затем убираем одну руку, затем – вторую .

    Если ребенок смог выполнить это упражнения (убрать обе руки и остаться лежать в воде) – он научился держаться на воде.

  4. Повторяем те же действия, но руки выпрямляем вперед . Всё делаем спокойно и мягко, без рывков.
  5. Делаем то же самое, но нужно немного отойти назад, оттолкнуться ногами и проскользить (руки вытянуты вперед).
  6. Теперь к вышеизложенному добавляем работу ног (про технику не думаем, просто мягко двигаем – бултыхаем).
  7. Добавляем руки – техника не важна, можно по-собачьи. Главное – держать руки впереди, не заводить их за тело (держим их впереди для того, чтобы можно было голову поднять).
  8. Делаем всё то же самое, но дополнительно поднимаем голову на пару секунд, пока без вдоха.
  9. Делаем то же самое, но при этом добавляя вдох ртом .

Если вам что-то непонятно по вышеизложенному – еще раз пересмотрите видео, там показан каждый шаг.

Если ребенок сможет по 10 раз сделать каждый из этих шагов – он научился плавать ! Далее уже нужно переходить на освоение полноценных кроля или брасса, об этом – чуть ниже.

Академический вариант

Если у Вас не получился или если Вам не нравится вышеизложенный “экспресс” вариант, то тогда учите ребенка по “академической” методике.

В таком случае нужно делать следующие упражнения.

Дыхание в воду

Ребенку требуется опускать лицо в воду и производить выдох носом или ртом. Как правильно, это делается 10-15 раз в начале каждого занятия.


Опускание головы в воду. Руки держатся за стенку бассейна.

Плавание с доской

Ребенок берет в вытянутые вперед руки плавательную доску и плывет за счет работы ног .

Тело должно быть вытянутым, лицо – опущено в воду и поднимается только для того, чтобы сделать вдох (а выдох, соответственно, делается в воду).

Выглядит это следующим образом:

Момент выдоха Момент вдоха

Движения ног – махи, как в кроле . Однако следите, чтобы ноги не сгибались в коленях, а работали от бедра (подробнее об этом – ).

Бывает также, что ребенок больше склонен к “лягушачьим толчкам” ногами – то есть к брассу. Если это так – то пусть плавает с доской, делая такие движения.

Как определить эту предрасположенность, показано в данном видео:

На это упражнение может уйти от одного до многих занятий.

Стрелочка

Если ребенок хорошо освоил плавание с доской за счет ног, то он уже может проплыть по воде, вытянув руки вперед стрелочкой и работая ногами .

Плавание стрелочкой можно давать в качестве альтернативы плаванию с доской, а затем оно выступает в качестве теста: если ребенок может проплыть стрелочкой (т.е. руки вытянуты, лицо в воде, ноги работают) – значит он прошел этот этап.

Отталкивание, скольжение и переход к плаванию стрелочкой

Подключение рук

После завершения предыдущего этапа, подключаем руки.

Здесь есть три варианта:

  1. Если ноги работали брассом, то руки также подключаем в этом же стиле , то есть они из вытянутого положения одновременно должны делать гребок к себе и затем выбрасываться вперед. Подробнее про то, как делать такие гребки – .

    В этом случае нужно также следить, чтобы была координация движений ног и рук (ноги делают толчок во время выброса рук вперед).

    Результат: ребенок освоил плавание брассом , далее нужно шлифовать технику или изучать кроль.

  2. Если ноги работали кролем, то на первом этапе можно к ним подключить руки брассом , поскольку такой гребок проще и понятнее ребенку (он близок к интуитивно понятному плаванию по-собачьи).

    Результат: ребенок плавает в стиле “ноги – кроль, руки – брасс” . Это вполне нормальный и допустимый стиль для начинающего.

  3. Если ноги работали кролем, то можно также и сразу осваивать гребки кролем .

    Для этого обычно тренеры дают такое задание: ребенок плывет с доской, делает рукой гребок и возвращает на доску , затем – повторяет этой же рукой либо делает гребок второй рукой. Постепенно, плавая с доской, он учится делать гребки кролем. Подробнее про правильную технику таких гребков .

    Параллельно тренируется дыхание вбок : во время гребка, когда рука идет к бедру и разворачивает грудную клетку, плечи вместе с головой поворачиваются для того, чтобы взять воздух.

    Результат: ребенок освоил плавание кролем.

Разнообразие в упражнениях

Выше была описана упрощенная схема – кратчайший путь в обучении ребенка плаванию.

При этом часто тренеры дают на занятиях разные задания:

  • чередование упражнений из кроля и брасса;
  • параллельно или даже с самого начала – обучение .

Если Вы намерены основательно заниматься с ребенком – также разнообразьте занятия, чередуйте разные стили и упражнения . Если же задача – поскорее научиться, то допустимо пройти “коротким путем” к одному из трех вышеуказанных вариантов.

В предыдущей главе рассказывалось, как приучить дошкольника к купаниям в море или реке. Если вы не сделали этого, пока ребенок был маленьким, то, приступая к обучению плаванию 7-9-летнего школьника, воспользуйтесь теми же рекомендациями (относительно температуры воздуха и воды, начального времени пребывания в воде и т. д.).

Детям этого возраста уже легче объяснить, что умение плавать пригодится в жизни, а регулярные занятия помогут вырасти здоровыми и выносливыми. Тем не менее дети остаются детьми, и ребенок будет учиться плавать с большим энтузиазмом, если вы заинтересуете его занимательными рассказами на эту тему, вызовете желание стать хорошим пловцом и, конечно, будете поощрять его маленькие успехи. Немаловажную роль играет личный пример - ведь в первую очередь дети стремятся подражать родителям.

После того как ребенок освоится в воде, приступайте к развитию плавательных навыков. Приведенные ниже упражнения (их надо выполнять на суше и в воде) помогут овладеть азами плавания брассом и кролем. Перед этим научите ребенка всплывать и лежать на воде на спине и на груди. Прежде чем пробовать сделать "поплавок" в воде, ребенок должен потренироваться на суше. Для этого надо стоя сделать полный вдох, присесть, плотно сгруппироваться, обхватив руками колени и наклонив к ним голову. Потом то же самое повторить в воде 5- 6 раз. Как правило, детям очень нравится это упражнение и они охотно его выполняют.

Научить ребенка держаться на поверхности воды можно с помощью пенопластовой доски или резинового круга. Доску надо слегка прижать руками к животу, наклониться вперед, лечь в воду лицом вниз, ноги вытянуть и плавно поднять к самой поверхности. Полежать в воде 5-7 секунд. После этого поднять голову, вынуть доску из-под живота и встать на дно. Упражнение следует повторить несколько раз.

Лежать на воде на спине можно научиться также с помощью пенопластовой доски. Надо слегка прижать доску к пояснице руками и немного присесть. Затем, плавно отклоняя туловище назад, положить голову затылком на воду, оттолкнуться от дна и лечь на спину. Ноги выпрямить, поднять к самой поверхности воды. После того как ребенок успешно выполнил несколько раз это упражнение, предложите ему полежать на спине без пенопластовой доски. Для подстраховки можете поддерживать его рукой под затылок. Следите за тем, чтобы он держал туловище прямо.

Обязательно покажите ребенку, как вы сами делаете эти упражнения. Наглядный пример - верный помощник в любом учебном процессе.

При обучении ребенка плаванию необходимо следить за тем, чтобы он строго согласовывал дыхание с гребками, поскольку дети, как правило, настолько сосредоточены на движениях рук и ног, что забывают про правильное дыхание, задерживают его и в результате быстро устают.

Гребковые движения руками наиболее важны для передвижения. Ладони, словно лопасти весел, отгребают воду назад, помогая телу продвигаться вперед. Проконтролируйте, чтобы во время гребков ребенок не растопыривал пальцы, кисти рук держал плоско.

Если вы обучаете плавать своего сына или дочь во время отпуска, то, естественно, за такой короткий срок не успеете достаточно хорошо отработать технику плавания. Ничего страшного. Важно то, что вы научили ребенка держаться на воде, подарили ему ощущение радости от того, что он сам плывет, сформировали чувство уверенности. А занятия можно продолжить летом в следующем году или, если есть возможность, зимой в бассейне. Нет необходимости добиваться, чтобы ребенок обязательно освоил плавание и на груди и на спине. Он может совершенствовать навыки тем способом, который лучше удается.

Все зависит от индивидуальных качеств ребенка. Например, дети, легко выполняющие симметричные движения ногами (как лягушка), легко обучаются брассу на спине. Обычно такой ребенок без труда делает на берегу приседания, не отрывая пяток от земли, с развернутыми до отказа в стороны носками ног. Замечено, что девочки чаще всего сначала овладевают кролем на спине.

Задача родителей - познакомить сына или дочь с разными способами плавания и помочь выбрать наиболее понравившийся.

Очень полезно побывать вместе с ребенком на соревно ваниях по плаванию. Пусть он понаблюдает, как плавают спортсмены различными способами во время разминки и заплыва. Во-первых, посещение соревнований укрепит желание быстрее овладеть навыками плавания, а во-вторых, демонстрация правильного выполнения движений поможет начинающему пловцу освоить их во время занятий.

В. Велитченко

"Как научить плавать ребенка в 7 лет" и другие статьи из раздела

Сейчас лето – пора отпусков и пляжей и, конечно же, раздолье для детей! Придя на пляж, можно увидеть, как плескаются в воде и совсем малыши, и детишки постарше, которые уже не просто разбрасывают брызги, а умеют плавать. Что же делает в этот момент Ваш ребенок? Если он робко жмется к Вам и не решается подойти к воде, боязливо озираясь вокруг – значит, нужно срочно приступить к обучению его плаванию. Ведь, наверное, не стоит Вам объяснять, как полезно плавание для здоровья и позвоночника человека. С помощью плавания развиваются легкие, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, укрепляются мышцы рук, да и вообще все тело становится гибким. С помощью чего можно научить ребенка плавать, и с какого возраста это лучше делать?

С чего начать?

Вообще начинать занятия по обучению ребенка плаванию можно уже с 2-3 недель – как только заживет пупочная ранка. Конечно, занятия для таких малышей нужно проводить только в домашней ванне – ни о каких водоемах пока речи быть не может. Причина такого раннего начала в том, что в грудном возрасте малыш еще не боится воды, а вот потом избавить его от этого страха будет сложнее. Поэтому приучение к воде лучше начинать как можно раньше, хотя, конечно, не стоит ожидать, что грудничок сможет поплыть, как взрослый. Здесь имеется в виду тренировка определенных групп мышц и освоение малыша в воде, благо, существует большое количество методик по обучению младенца плаванию.

Что касается осознанных занятий, которые будут проводиться уже с подросшим ребенком, то здесь есть два пути: отдать его в бассейн, где с ним будет заниматься профессиональный тренер, или попробовать научить его плавать своими силами. Выбор за Вами. Но все-таки, если Вы не хотите, чтобы Вашего ребенка обучали чужие люди, да еще и в большой группе, где вряд ли ему будет уделяться много внимания – нет ничего лучше, как самим заняться его «плавательными способностями». И начать лучше дома, в домашней ванне. А если у Вас есть специальный надувной бассейн-«лягушатник» - это будет просто лучшим вариантом из всех возможных! И первые занятия по плаванию начнутся с…дыхания! Да-да, не удивляйтесь, ведь тренировка дыхания – это базовая вещь для будущего пловца.

Упражнения на тренировку дыхания

Наиболее важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание. Для этого есть несколько простых упражнений.

1. Положить на ладонь (себе или малышу) какой-то легкий предмет. Это может быть маленький листок бумаги, перышко, лист с дерева. После этого вместе с ребенком сделайте глубокий вдох и потом выдохните через плотно сжатые губы, чтобы сдуть предмет с ладони.

2. Накидать в ванну много мелких игрушек и посоревноваться с ребенком: дуть на игрушки, стремясь к тому, чтобы поскорее прибить их к противоположному краю ванны.

3. Налить в ванну воды и представить себе, что маленький пескарик затаился от хищной щуки – сделать глубокий вдох и задержать на несколько мгновений дыхание. После этого опустить голову в воду и шумно выдохнуть носом и ртом – чтобы напугать и прогнать щуку.

4. Очень полезны для тренировки дыхания ныряния, но многие дети бояться нырять под вод, да еще и с открытыми глазами. Чтобы избавить ребенка от этого страха и добиться выполнения упражнения, можно разбросать по дну ванны много его любимых или вообще новых игрушек – и попросить ребенка достать их со дна. Увлеченный интересным заданием, он, скорее всего, забудет о своих страхах – и с удовольствием будет нырять. Единственное, нужно предупредить малыша заранее, чтобы под водой он не дышал, а делал вдох и задерживал дыхание до погружения и выдыхал только тогда, когда вновь окажется на воздухе. Если же малыш все-таки нахлебается воды – достаньте его и дайте ему спокойно откашляться и отплеваться. Стучать по спине или переворачивать его в различные немыслимые позы не нужно – если только Вы, конечно, не хотите его напугать так, чтобы он еще пару лет боялся воды, как огня.

5. Похожее упражнение на погружение под воду – налить немного воды в ванну, попросить ребенка сделать глубокий вдох, опустить голову под воду и достать носом дна – как это делают аисты клювом.

6. Если Вы нальете полную ванну воды – Вы можете сделать следующее упражнение: малыш надевает щеки, делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается в воду, как бы прячась от Вас. Спустя несколько секунд он выныривает и выдыхает.

7. Ребенок делает глубокий вдох, вытягивает губы трубочкой и опускает их в воду, после чего выдыхает, пуская по воде забавные пузыри. Такое упражнение желательно проделывать 5-6 раз с небольшими паузами для отдыха.

8. Набрать в ванну небольшое количество воды и спокойно положить ребенка в ванну на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, голова приподнята, малыш смотрит на потолок, а Вы поддерживаете его голову руками.

9. Исходное положение, как в предыдущем упражнении, но теперь попросите ребенка поднимать-опускать прямые ноги, подбрасывая носками воду вверх.

После того, как Вы с малышом освоите эти простые упражнения – можно отправляться на пляж. Только, конечно, помните о том, что ребенка нельзя оставлять на воде без присмотра.

Обучающие игры в водоеме

Прежде, чем пустить малыша в водоем, убедитесь в его безопасности. Прежде всего, самостоятельно обследуйте дно на предмет наличия осколков бутылок, коряг, битой арматуры и других неприятных «сюрпризов». Нелишним будет и узнать глубину водоема, есть ли на дне ямы и резкие переходы с мели на глубину. Обратите внимание также на санитарное состояние водоема, температуру воды (для детей-дошкольников температура воды должна быть не менее 23 градусов), наличие водоворотов и силу течения реки.

Выбрать место для обучения ребенка-дошкольника плаванию необходимо рядом с берегом, где глубина не превышает 1 метра, то есть примерно по грудь малышу (а лучше по пояс). Ну и, конечно, не оставляйте ребенка без присмотра во время обучения.

Какие же есть обучающие игры для того, чтобы сделать из Вашего малыша пловца высшей квалификации?

1. «Поплавки». Эта игра увлекательна даже для взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Ее суть заключается в том, чтобы присесть под воду, сделав глубокий вдох, и, обхватив колени руками, всплыть на поверхность, как поплавок.

2. «Звезда». Наверняка, эта игра также Вам знакома. Суть ее в том, чтобы, стоя ровно в воде, поднять руки вверх и плавно лечь на живот на воду. После этого развести руки и ноги в стороны и расслабиться, плавно покачиваясь на воде.

3. «Дельфинарий». Такая игра действительно напоминает поведение дельфинов. Суть ее заключается в том, чтобы погрузиться в воду, сделав глубокий вдох, после чего выпрыгнуть как можно выше и сделать выдох.

4. «Опорный мяч». Для этой игры ребенку понадобится надувной мяч, не тонущий в воде. Нужно взять его в руки, лечь на воду и, опираясь на него, плыть, работая ногами и стараясь менять направление.

5. «Наперегонки». Суть этой игры в том, чтобы научить дошкольника перемещаться в воде, помогая себе руками и ногами, делая гребки вокруг тела. Для этой игры Вам понадобятся плавающие игрушки, которыми Вы пользовались в домашней ванной. На расстоянии 3-4 метров от берега положите игрушки на воду, после чего, по сигналу, бегите к ним от берега наперегонки. Добежав до игрушки, малыш должен взять ее и вернуться с ней на берег. Победителем становится тот, кто собрал больше игрушек.

6. «Скольжение». Это упражнение нужно выполнять на глубине по грудь малышу и направлено на обучение его скользить и держаться на воде. Ребенок стоит в воде с поднятыми вверх руками и ладонями, положенными одна на другую. Вы стоите сзади него. Ребенок, сделав глубокий вдох, задерживает дыхание, после чего ложится на воду (как в упражнении «Звезда»), но не разводя руки и ноги. После этого он отталкивается от Вас ногами – и скользит по воде до полной остановки, лицом вниз, держа голову под водой.

7. «Стрела». Исходная позиция та же, но теперь ребенок отталкивается ногами от дна водоема, а не от Вас.

После общих обучающих игр начните выполнять упражнения на отработку элементов плавательных движений. Стоит отметить, что наилучший стиль плавания «для начинающих» - это кроль, ведь именно при плавании таким стилем сходным образом работают и руки, и ноги – как и при ходьбе и ползанье. Освоив кроль, дети потом быстро обучатся и другим стилям плавания.

Какие же есть упражнения для обучения ребенка технике плавания?

1. «Тюлень». Это упражнение выполняется около берега, на мелководье. Ребенок ложится в воду на живот, плечи должны быть в воде, а голова над водой. Ноги прямые и двигаются вверх-вниз, чуть позже к этому подключаются дыхательные упражнения – вдох над водой-выдох в воду.

2. «Скольжение» с ногами. Это упражнение напоминает упражнение «скольжение», но в процессе скольжения по воде необходимо работать ногами и делать вдох над водой-выдох в воду.

3. «Кроль». Это упражнение – прообраз того, как в будущем ребенок будет плыть кролем. Глубина воды должна быть ему по грудь. Ребенок ложится на воду, опускает лицо вниз, а для вдоха поворачивает голову в сторону той руки, которая заканчивает гребок. Движения ногами такие же, как и при упражнении «Тюлень», но к этим движениям подключаются и руки, которыми нужно двигать по очереди: сначала одной, потом другой. Пальцы рук должны быть сжаты вместе, а кисть согнута в виде лодочки. Выполняя гребок, малыш должен следить, чтобы рука проходила у него под животом до бедра. Можно потренировать движения руками на берегу, поднимая одну руку вверх, а другую держа вдоль туловища.

4. «Самостоятельное скольжение». Это упражнение – закрепление всего вышепройденного. Суть его в том, что ребенок ложится на воду и отталкивается от Вас, как в упражнении «Скольжение», после чего начинает работать руками и ногами, а Вы следите за тем, как он плывет, подстраховывая по необходимости. Выполнять это упражнение лучше на глубине по грудь ребенку.

И, конечно же, в очередной раз необходимо напомнить: если Вам даже кажется, что малыш научился плавать чуть ли не лучше Вас самих – одного его на воде оставлять крайне опасно, поэтому будьте всегда рядом – и хотя бы с берега наблюдайте за ним. Если же Ваш малыш начал тонуть – сохраняйте самообладание и бросьте ему что-то, за что он может зацепиться, дожидаясь Вашей помощи – спасательный круг или кусок пенопласта. После этого подплывите к нему, вытащите его на берег, очистите от слизи и грязи, а потом положите его на свое согнутое колено, чтобы его голова и ноги свесились вниз и вода вышла из легких.

Кроме того, не увлекайтесь нырянием – частая задержка дыхания может вызвать головокружение. И не ждите, что Ваш ребенок спустя пару-тройку занятий поплывет. Кто-то плавает уже в 6 лет, кто-то учится этому только к 20 годам, а кто-то всю жизнь боится воды как огня. Все это глубоко индивидуально – и когда придет время, Ваш ребенок обязательно поплывет. И Вы еще будете гордиться тем, что именно благодаря Вам он так славно держится на воде!

Гусева Наталия
Инновационные методы обучения плаванию в деятельности инструктора по физической культуре ДОУ

Инновационные методы обучения плаванию в деятельности инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.

Аналитическая справка.

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием .

Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений , они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать , тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Наш детский сад работает в системе эксперимента по теме : «Инновационные методы организации физкультурных занятий в бассейне ДОУ».

В качестве конкретных задач, которые ставит наш педагогический коллектив, это :

Укрепление и охрана физического здоровья детей ;

Формирование навыков плавания ;

Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека .

Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию практической работы инструктора по физической культуре позвольте объяснить как я понимаю смысл определений «метод » и «инновации » .

Под методами часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Термин «инновация » означает введение некоторых элементов одной культуры в другую . Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения. Наблюдается путаница в таких понятиях как «новое» , «новшество» , «инновация » , «инновационный процесс » , которые не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

Инновация – это нововведение . В научной литературе нововведение определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Любое нововведение связано с обновлением. Однако не все новое дает везде и всегда положительный результат в силу следующих причин :

1 новое не всегда является средством решения актуальных для конкретного учреждения задач;

2 каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и ориентировано на решение вполне определенных педагогических задач, которые могут не совпадать с личными вкусами и интересами руководителей учреждения;

3 каждое новое педагогическое средство имеет технологическую, связанную со спецификой его использования сторону, и личностную, позволяющую специалисту и руководителю учреждения путем проявления своих индивидуальных качеств (профессиональной подготовленности, коммуникабельности, эмоциональности, обаяния и др.) влиять на эффективность его освоения.

В нашем детском саду, на занятиях плаванием , оздоровительная направленность является приоритетной и, решая главную задачу – обеспечение полноценного физического развития детей , мы поставили перед собой цель - оптимально увеличить степень оздоровления воспитанников, рассматривая бассейн – как одну из главных оздоровительных процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ.

Плавание рассматривалось – как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента :

Задержка дыхания,

Погружение,

Всплывание,

Лежание, скольжение,

Работа рук, работа ног,

Правильное дыхание.

А затем плавное соединение изученных упражнений для приобретения навыка плавания , применяется метод многократного повторения плавательных упражнений в воде .

Методы обучения плаванию делятся на три группы : наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений, а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д.

Словесные методы включают объяснения , рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ (для старшего дошкольного возраста) . В работе с малышами словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания малышей; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.

Практические методы - это методы упражнения , изучения движений в целом и по частям, соревновательный, контрольный.

В данной иерархии методов обучения плаванию ведущее место занимает игровой метод . Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения . В обучении должны быть использованы простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению. Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей , в одном занятии надо предлагать им выполнять разнообразные упражнения.

Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны инструктором по физической культуре . Показ надо осуществлять в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде) .

Ознакомление с новым учебным материалом на суше важно, так как время пребывания детей в воде ограничено, а водная среда чрезвычайно их возбуждает, в результате чего внимание рассеивается, они плохо воспринимают незнакомый материал. Но и злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания. Поэтому целесообразно предлагать детям на суше 2-3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.

Каковы же инновационные методы , применяемые в детском саду на суше?

гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений , направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка;(для занятий гимнастикой в детском саду оборудован тренажерный зал где дети могут делать различные упражнения используя непосредственно тренажёры и степ доски)

элементы йоги на занятиях по физической культуре детей дошкольного возраста (детская йога отличается тем, что все упражнения выполняются в игровой форме). Я стараюсь превратить йогу в любимую игру;

Йога - это единение души с абсолютной истиной, состояние неомраченного счастья как следствие преодоления дуализма. Занятия йогой ведут к познанию истинной природы души , которую нельзя понять полностью лишь функциями интеллекта. Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука, занимающаяся телом и духом, причем нестабильность духа побеждается контролем над телом. При помощи йоговских упражнений люди приобретают физическое и духовное здоровье и силу.

Появились такие направления йоги :

Хатха йога - направлена в основном на развитие физических и физиологических функций организма .

Раджа йога - рассматривает развитие высших психических функций человека.

Карма йога - йога действия, пропагандирует бескорыстную деятельность .

Крийя-йога – направлена, на моральное очищение, искоренение недостатков.

Бхакти йога - йога поклонения божествам.

Надо йога - использование звуков, мантр, которые воздействуют на психику и через нее на физическое тело .

Тантра йога - изучение природы взаимодействия противоположностей и достижения гармонии и другие виды йоги.

Йога укрепляет организм позвоночник, мышцы и внутренние органы ребенка, балансирующее воздействует на эндокринную систему, способствуя нормальному развитию организма. Интересные упражнения, повторяющие позы животных,выполняемые в статике, развивают гибкость и концентрацию внимания (что особенно важно в дошкольном возрасте, способствуют установлению эмоционального равновесия. Динамические комплексы йоги для детей помогут им поддержатьхорошую физическую форму , сформировать осанку и поднять настроение.

Необычность и образность этих поз (асан) вызывают у дошкольников стойкий интерес и желание выполнять их вновь и вновь.

Что включает в себя занятие Йоги для детей?

Динамический комплекс асан, вытягивающий позвоночник и включающий в работу основные группы мышц

Дыхательные техники и релаксацию

Увлекательные истории и сказки, с «привязкой» к практике

При обучении детей упражнениям Хатха Йоги очень важны мягкость и забота. В растущем детском организме не все части тела развиты полностью, поэтому необходимы повышенные меры предосторожности, чтобы не вызвать перенапряжения. Ещё в своей работе я применяю дыхательную гимнастику Стрельниковой. А. Н.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Стоит особняком среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Этот комплекс называют парадоксальным. Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Кроме того, грудная клетка во время вдоха, согласно системе Стрельниковой, не расширяется, а искусственным образом сжимается (этому способствуют наклоны, повороты корпуса, обхватывание ребер руками). Нас интересует, прежде всего, результат.

Показания для выполнения дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения , в том числе медикаментозных и альтернативных.

В их числе :

Хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

Сахарный диабет;

Болезни сердца;

Язвенная болезнь (в стадии ремиссии) ;

Заболевания неврологического характера.

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц. Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. С помощью этой удивительной гимнастики можно вылечить даже сильное заикание у детей, не поддающееся другим методам воздействия (в том числе и гипнозу) . Правда, для этого к основному комплексу индивидуально подбираются специальные упражнения.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей подходит для ребятишек 3-7лет. «Нижней» границы возраста практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости, так что выполняйте упражнения всей семьей!

Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики» . Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений.

Упражнения :

1. «Ладошки»

И. п. (исходное положение) стоя :

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз, а ладошки вперед – «поза экстрасенса» . Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

2. «Погончики»

И. п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и. п. Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.

3. «Насос» («Накачивание шины» )

И. п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о. с. – основная стойка) . Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон + вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно! «Качать шину» в ритме строевого шага.

В норме упражнение выполняется 12 раз.

Ограничения :

Травмы позвоночника и головы, многолетние остеохондрозы и радикулиты, повышенное внутричерепное, артериальное и внутриглазное давление, камни в печени, мочевом пузыре, почках – не стоит наклоняться низко. Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать.

Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.

4. «Кошка» (полуприсед с поворотом)

И. п. – о. с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются) . Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто) . Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии.

В норме упр. выполняется 12 раз.

5. «Обними плечи»

И. п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12р – 8 вдохов-движ. Можно выполнять в разных исходных положениях.

Ограничения :

Ишемическая болезнь сердца, перенесенный инфаркт, врожденный порок сердца,– при данных заболеваниях не рекомендовано делать это упражнение. Начать его следует со 2 недели занятий. Если состояние тяжелое, то выполнять нужно вдвое меньше вдохов (по4, а можно даже и по 2) .

Беременным примерно с 6 месяца (беременности) в этом упражнении назад голову не откидывать, упражнение выполняют только руки, ровно стоять и смотреть вперед.

6. «Большой маятник»

И. п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть. Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть. Выдыхать произвольно между в вдохами.

В норме : 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

Ограничения :

Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков.

При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного.

Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным.

Добавлять можно одно упражнение каждый день из второй части комплекса, до освоения всех остальных.

7. «Повороты головы»

И. п. – стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

Музыкально – ритмические упражнения в обучении плаванию дошкольников .

Ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные, выполняемые под эмоционально - ритмическую музыку. Систематические занятия ритмикой повышают двигательную активность детей, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности, помогают ориентироваться в пространстве;

выполнение общеразвивающих упражнений с разными предметами : гимнастические палки, обручи, мячи, веревки;

В будущем планирую применить в работе с детьми фанк – аэробику.

Фанк – аэробика.

Для этого вида занятий характерна особая техника движений : пружинящая ходьба, более свободная пластика рук, акцентируется на танцевальности и эмоциональности движений.

В детском саду на занятиях по обучению плаванию детей дошкольного возраста помимо стандартного спортивного оборудования используется модульное оборудование. Модульное оборудование очень привлекает внимание детей. Они создают эмоциональный фон занятия и вызывают интерес к ним, желание преодолевать возникающие трудности и от этого получать удовольствие.

С этой целью используется значительное количество разнообразных упражнений на модулях, которые дают возможность правильно ощутить положение головы, рук, движения в тазобедренном суставе.

Такое оборудование :

Стимулирует и обогащает двигательную деятельность детей ;

Развивает и совершенствует движения;

Позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи;

Способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки;

Помогает детям приобретать уверенность и самостоятельность.

Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений , проводимых в воде. Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.

Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко и красиво, без напряжения. Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.

Большое место в мышлении ребенка занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться, они помогают создать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно.

Инструктор по физической культуре использует в своей работе такие методы при обучении детей дошкольного возраста плаванию как : аквааэробика, гидроаэробика, гидропластика, фигурное плавание , синхронное плавание .

Аквааэробика

Это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать . Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде.

Гидроаэробика.

Под гидроаэробикой мы понимаем выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания , гимнастики и хореографии.

Гидропластика.

Позволяет выполнять движения в воде более медленно, плавно и ритмично .

Подобраны иллюстрации, схемы построения воспитанников во время музыкально - ритмических упражнений на воде, а также фотографии детей, выполняющих различные упражнения.

Результаты проводимой нами работы свидетельствуют о том, что объем физических нагрузок и последующее их увеличение и усложнение под силу детям и помогают приобрести уверенность в свои силы и развивают плавательные навыки детей .

Вы приехали на море или на речку в деревню, разложили полотенце на пляже, а ваш ребенок завистливо смотрит на своих сверстников, которые плещутся в воде, потому что он не умеет плавать? Или, напротив, вы всеми силами пытаетесь запихнуть малыша купаться, а он ни в какую, говорит, что боится? Вроде взрослый уже, пора бы и научиться! Или может лучше оставить его в покое, всему свое время?

Когда ребенка пора учить плавать и что нужно делать, чтобы эти уроки были для него не в тягость, а в удовольствие. В разгар летнего сезона редакция сайт решила ответить на все эти «водные» вопросы. Приводим для вас советы врачей и мнения опытных мам, которые уже научили своих малышей держаться на плаву.

Плавать ли младенцам и малышам?

Для начала стоит сказать, что и правда «всему свое время». Учить ребенка держаться на воде с младенчества, как это сейчас популярно, не всегда правильно, а иногда даже вредно. Врачи советуют до 4 лет дать ребенку право просто купаться, не обучая его никаким техникам. Пусть заходит в воду неглубоко, брызгается водичкой и привыкает к этой стихии. Так он научится не бояться воды, поймет, что ничего страшного не случится, если она попадет ему в глаза, нос или уши, нахлебается немного и в целом будет готов к обучению.

В это время можно учить ребенка опускать лицо в воду, делать в нее выдохи, отталкиваться от родителя ножками, лежать на воде. Можно надевать на ребенка очки и отправлять его изучать предметы на дне. В свободное плавание отпускать его не стоит, лучше буксируйте ребенка за ручки по поверхности.

Что касается моря, то если ваш малыш уже не пытается глотать воду и получает удовольствия от купания, все те же процедуры можно с самого раннего возраста делать и там. Единственная рекомендация - вода должна быть с температурой выше 24 градусов. Если температура воды ниже, то вам подойдут только короткие окунания в воду в обнимку, чтобы ребенок не замерз.

Мнение родителей:

«Плаваем с месяца, ребенок в восторге. Сначала с инструктором, несколько занятий, как только научился хорошо задерживать дыхание и нырять, нас переселили в большой бассейн, где я уже с ним сама занимаюсь».

«Начали плавать с года… месяцев 10−11 было, не помню хорошо) первые два занятия плакал, холодно ему было, купила костюм… Теперь за уши с бассейна не вытянешь… уже третий год))».

ЛУЧШИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПРО МОРЕ

«С двух плаваем на море, но я не знаю как это вышло) Как-то сам взял и поплыл, мы только диву дались))) и с тех пор как-то ручками-ножками уже годик пытается, думаем в бассейн отдать, очень уж ему нравится!!».

«В 3 года ребенка можно (и нужно!) научить если не плавать, то задерживать дыхание в воде. Это жизненно необходимый навык, так как и в нарукавниках и в круге и в лодке можно перевернуться лицом в воду, и ребенок должен не испугаться, не растеряться, а просто задержать дыхание. Поэтому советую вам не нацеплять сразу на ребенка круг, а сначала поиграть в „прятки“ в воде, научиться нырять и задерживать дыхание и привыкнуть к большому объему воды и простору».

Учим ребенка плавать

После 4 лет ребенка уже можно начинать потихоньку учить именно плаванию. Все специалисты рекомендуют делать это в подходящем бассейне, где вода не выше нижней части груди вашего малыша. Длинна бассейна должна составлять не менее пяти метров. Начинать стоит со «звездочек», «поплавков» и «стрелочек».

«Звездочка» - ребенок лежит на воде, раскинув в стороны ноги и руки. «Поплавок» - ребенок обхватывает колени руками, голову опускает к коленям и висит на поверхности воды. «Стрелочка» - ребенок отталкивается от бортика бассейна и скользит, вытянув руки и ноги по поверхности воды.

ПОПУЛЯРНЫЕ КУРОРТЫ 2017 ГОДА

Нужно научить малыша правильно дышать. Быстрый вдох через рот, длинный выдох через нос и никак иначе. Выдыхать лучше всего в воду. Задерживать дыхание при плавании ни в коем случае нельзя. Эти упражнения не только помогут ребенку правильно поплыть, но и укрепят его иммунитет и повысят выносливость.

Что касается движений при плавании, сначала стоит освоить скольжение. Потом к нему добавляется работа ногами, потом руками, после этого вдох-выдох. Двигаться нужно неторопливо и непрерывно, не напрягая отдельные мышцы. Отрабатывать технику можно и на суше.

Конечно, все время обучения вы должны находиться рядом с ребенком и не оставлять его одного. Потеряв из виду родителей, малыш может растеряться, запаниковать и пойти на дно. Поэтому старайтесь всегда быть на виду при первых заплывах или, если вы плывете для страховки чуть сзади, постоянно голосом давайте понять, что вы рядом.

Мнение родителей:

«Сам научится. У меня сыну 12. С 6 лет барахтался летом в речке на даче. Руками по дну греб. Недели через 2 смотрю-а он плавает. Прошлым летом купили ему ласты, маску, трубку-ныряет и плавает, как Ихтиандр».

«С пенопласта выпилить ему либо доску чтоб за нее держался или сшить таким образом пояс. или купить готовые. но мое мнение надо учиться в бассейне, там объяснят что если что!».

8 ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ ДЛЯ АКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

«Мы надевали нарукавники и постепенно (в теч. 2−3 месяцев) их сдували. Правда, каждый день в бассейне по паре раз. Научился. Руками брассом двигает, а ногами - кролем. Но очень быстро стал плавать. Потом наняли тренера, которая за 3 урока научила его отлично плавать брассом (пока) и нырять, как положено. Начали все это в 4,5 года».

«Я своего учила на море в 5 лет. Без нарукавников, без всего, но под присмотром и только от мамы до папы, расстояние увеличиваешь и вот, плывет рыбка)».

Основные ошибки

Первая ошибка - это нарукавники, круги, жилеты, ласты и другие средства помощи ребенку. Для тренировок вам подойдет только плавательная доска и все. Все вышеперечисленные средства тормозят обучение и закрепляют вредные вертикальные навыки. При плавании в нарукавниках ребенок привыкает держать голову вертикально над водой, с опорой на подмышки, а значит не чувствует свое тело и не может научиться плавать самостоятельно.

Для тех, кто все же использует нарукавники, специалисты рекомендуют постепенно убирать из них воздух, чтобы малыш начинал чувствовать свой вес и положение на воде. Плавательный круг также держит ребенка в воде вертикально, а ласты портят технику удара ногой.

В САМОЛЕТ С РЕБЕНКОМ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Вторая ошибка - учить ребенка в самом начале плавать на животе. Начинать следует с плавания на спине, так ребенок не будет бояться, что ему в нос или рот попадет вода. Малыша можно поддерживать за голову, живот поднимать вверх, чтобы достичь горизонтального положения.

Третья ошибка - игнорирование детских страхов. Родители говорят: «Ой, да чего тут бояться, тут же неглубоко. Хватит уже, иди плавай!». Но то, что для вас кажется легким, для ребенка - настоящее испытание, на которое нужно решиться. Детский страх нельзя игнорировать, но можно обмануть. Начинайте с купания, брызганья, игр на мелкой воде, ребенок должен привыкнуть и только тогда он и сам захочет попробовать поплыть.

Мнение родителей:

«Перестаньте надевать жилет, он держит на воде в неестественном положении, он как-бы стоит в воде, а должен лежать на животе или спине, в этом смысле нарукавники лучше тем, что ему самому нужно держать тело на воде нужной позиции, а нарукавники просто не дают уйти под воду».

«Да сам научится, чему учить-то там))) пусть смотрит на других и повторяет, по-собачьи сначала, потом на спинке, батером там, гребками всякими. Мелким вообще незачем плавать, лет с 7−8, когда интерес к этому появляется, они сами уже учатся».

САМ СЕБЕ ПУТЕШЕСТВЕННИК

«Несмотря на то, что ребенок занимался плаванием в бассейне регулярно, до 5 лет в море только в жилете или рядом с родителями. Нарукавникам не доверяю почему-то. Если вдруг толкнет кто-то в море в игре, захотят „притопить“ - как иногда дети играют, тут лучше жилет. А если ребенок любитель спокойного купания - то нарукавники.
Круг вообще ни о чем, из него можно вывалиться на раз-два».

«Мой сначала боялся плавать, мне все равно было, а муж настаивал, в итоге бросил его на середину реки с лодки. Нет, сын поплыл, выплыл к лодке, забрался, но ни к воде, ни к мужу еще месяц не подходил))))».