Упражнения. Строим тело. Питание. Здоровье
Поиск по сайту

Культуристы. Бодибилдинг в россии и мире - история и современность История культуризма

История бодибилдинга в детальном ее рассмотрении насчитывает меньше ста лет, от чего данный вид спорта можно назвать относительно молодым. В то же время, если углубиться в культуру и искусство построения тела, то мы выясним, что бодибилдингом фактически занимались еще в древней Спарте. Безусловно, в те времена такого понятия, как бодибилдинг не существовало, однако именно прообразы мифологических и древнегреческих персонажей послужили толчком к возрождению культуры построения тела. В ходе эволюции, бодибилдинг претерпевал множество изменений, однако главной его целью было и остается привлечение как можно большего числа людей к построению тела своей мечты через работу с отягощениями. Об истории и об эволюции бодибилдинга мы и поговорим.

Появлению, или вернее сказать возрождению культа гармоничного развития тела предшествовали совершенно не связанные с ним события. Все началось с цирка. Очередной виток развития индустрии развлечений привел к тому, что в конце XIX века, примерно в 1890-х годах большую популярность в Европе приобрели выступления силачей. Они поднимали огромные тяжести, перетаскивали бревна, тянули телеги, груженные углем, приседали, удерживая на плечах лошадей и не только. Подобные выступления с течением времени собирали все больше и больше поклонников такого рода зрелищ. Постепенно, бревна, телеги и лошадей сменили гири, штанги и гантели, а непосредственно сами актеры цирка стали считаться «атлетами», то есть прообразами современных бодибилдеров.

Одним из таких атлетов был Европеец русского происхождения Евгений Сандов, которого на западный манер называли Юджин Сэндоу. В своей цирковой программе он выполнял множество немыслимых по своей сложности трюков. Он делал сальто назад с 1,5 пудовыми гирями, удерживал на вытянутых руках гири по 27 кг, за 4 минуты мог отжаться 200 раз и в том числе выполнял тяжелейшие упражнения со штангой. В 1895 году он выполнил следующий силовой трюк. Он рывком поднял над головой штангу весом 115 кг, затем убрал вторую руку и, удерживая штангу на одной руке, лег на спину и затем встал обратно. Сандов был великолепным гимнастом, борцом, наездником, а также, что характерно, занимался позированием, которое сегодня в играет ключевую роль.

Популярность Сандова была настолько велика, а его академические знания по анатомии были настолько глубокими, что он разработал и перенес на бумагу собственную систему физического развития. Она называлась «Сила и как стать сильным». В данной книге Сандов описывал систему физических упражнений со штангами и гантелями, которую он рекомендовал буквально всем, как мужчинам и женщинам, так и подросткам и даже пожилым людям. Безусловно, для каждой категории пользователей система имела свои корректировки. Она показала свою эффективность и постепенно культура построения тела начала идти в массы и набирать обороты. Именно с персоной Евгения Сандова и его системой тренировок связывают начало эры современного бодибилдинга.

Фактически, история развития бодибилдинга берет свое начало в 1901 году, когда Евгений Сандов в Англии организовал первые соревнования по бодибилдингу, которые назывались «Конкурс красоты атлетического телосложения». В нем приняли участие более 150 атлетов, практически каждый из которых тренировался по системе, разработанной самим Сандовым. Конкурс проходил в большом лондонском театре, который назывался «Королевский Альберт Холл». Жюри состояло из трех человек. Это был писатель Артур Конан-Дойль, скульптор Чарльз Лоуз и непосредственно сам Евгений Сандов. Первым в современной истории бодибилдинга победителем соревнований стал Вильям Мюррей, которому была вручена золотая статуэтка, изображающая Сандова, держащего в руках штангу.

Тогда же, вначале 1900-х годов Сандов переехал в Америку, где продолжил заниматься популяризацией атлетизма, известного в Европе, но совершенно нового для Соединенных Штатов. В результате этой деятельности в Америке стали проводиться соревнования, аналогичные тому, которое Сандов уже однажды организовал в Лондоне. Награды победителям вручал непосредственно он сам, а в прессе его стали называть сильнейшим человеком мира. При этом стоит сказать, что такого слова, как «бодибилдинг» на тот момент еще не существовало. И не смотря на то, что и сам Сандов, и атлеты, выступающие на конкурсах по атлетизму, фактически были бодибилдерами, тем не менее, в те годы такой формулировки не существовало, что породило разногласия о том, когда именно возник бодибилдинг.

Отдельного внимания также заслуживает американский бизнесмен Бернар Макфадден. В истории развития бодибилдинга его фигура значится одной из ключевых. Однако его вклад в популяризацию бодибилдинга был не спортивным, а медийным, если выражаться современным языком. Еще в конце XIX века, во время подъема интереса общественности к цирковым силачам, он начал выпускать журнал «Физическая культура». Рост популярности атлетизма подогревался с одной стороны известными личностями, вроде Сандова и Гаккеншмидта, с другой стороны регулярными изданиями, типа журнала «Физическая культура». По сумме факторов, все эти явления, плюс организация первых, на тот момент, соревнований, дали толчок следующему витку развития истории бодибилдинга.

На этом временном отрезке, прежде всего внимание стоит уделить двум братьям, которые совместными усилиями изменили историю современного бодибилдинга. В 1919 году родился Джо Вейдер, а в 1923 году на свет появился его брат Бен Вейдер. Оба начали тренироваться в раннем возрасте, оба были наделены великолепной генетикой, оба в кратчайшие сроки добились отличных результатов в поднятии тяжестей. В то время, когда атлетизм еще только выходил на пик популярности, спортивные достижения братьев Джо и Бена Вейдеров уже привлекали к себе внимание и были поводом непрекращающихся вопросов о том, как они добились столь выдающихся результатов в построении гармоничного тела. Именно эти два человека через 20 лет создадут бодибилдинг таким, каким мы его знаем до сих пор.

Начало двадцатых годов ознаменовалось сменой тенденции в атлетическом спорте в целом. Если раньше в силовом спорте популярностью пользовались преимущественно крупные и грузные атлеты с лишним весом и огромными животами, то с ростом популярности бодибилдинга, акцент начал смещаться на гармоничное телосложение. Постепенно в обществе начал складываться некий идеальный образ атлета, который обязательно должен быть подтянутым, мускулистым и рельефным. Наконец, была сформулирована главная цель атлетизма – достижение гармоничного телосложения путем работы с отягощениями. В период примерно с 1920-х по 1930-е годы, интерес к трюкам постепенно снижался, а популярность позирования, эстетики и гармонии активно возрастала.

В 1939 году был сформирован первый прообраз современной федерации бодибилдинга – «Любительский атлетический союз». К этому моменту, общая тенденция развития атлетизма буквально намекала на то, что само понятие «атлетизм» уже отживает свой век. Так рождение получил термин «бодибилдинг», как сочетание слов «body» (тело) и «building» (строительство). Уже через год, под патронатом этого союза были проведены первые соревнования по бодибилдингу. Поэтому, если рассматривать историю развития бодибилдинга с момента, когда в оборот было введено само это определение, получается, что именно 1940-й год и стал датой его рождения. Причем эта дата подразумевает под собой рождение как любительского, так и .

Популярность бодибилдинга в 1940-е годы начал поднимать активно развивающийся кинематограф. Уже упомянутые ранее братья Вейдеры, движимые любовью к бодибилдингу в послевоенные годы начали активно продвигать его в массы. С тех пор, как культуристов начали снимать в кино, образ крепкого мускулистого тела начал прочно входить в моду. В 1946 году произошло, возможно, самое знаковое событие в истории бодибилдинга. Братья Бен и Джо Вейдеры основали международную федерацию бодибилдинга и фитнеса IFBB (International Federation of Bodybuilding and Fitness). Именно эта федерация со временем стала самой крупной и уважаемой, так как именно под ее эгидой вплоть до наших дней проводятся все самые престижные соревнования по фитнесу и бодибилдингу.

Но не будем забегать наперед. В декабре 1946 года, всего через 3 месяца после своего возвращения из армии, свое восхождение к славе начал культурист и будущий актер Стив Ривз. Он выиграл локальный турнир по бодибилдингу «Мистер тихоокеанское побережье». В 1947 году он выиграл турнир «Мистер западная Америка», в 1948 турнир «Мистер Мира», в 1950 главный в своей карьере титул «Мистер Вселенная». После этой победы Стив переключился на кинематограф и стал первым в мире широко известным актером-культуристом. К слову, 1947-й год стоит отметить отдельно, так как он дал миру фитнеса и бодибилдинга звезду мировой величины – Арнольда Шварценеггера, которому еще только предстояло перебраться из Австрии в Штаты и пойти по стопам Стива Ривза.

Еще одной знаковой фигурой в истории бодибилдинга этого периода стал Рег Парк, которого за спортивные достижения окрестили кличкой Рег Лег, от английского слова «Legend» — легенда. Начав заниматься бодибилдингом довольно рано и будучи физически одаренным, он уже к 1949 году выиграл титул «Мистер Вселенная». После он переехал из Англии в Штаты, где познакомился с Джо Вейдером, который усердно рекламировал его в спортивных журналах все с той же целью популяризации бодибилдинга. Основными его достижениями в спортивной карьере считаются победы на турнире «Мистер Юниверс» в 1958 и 1965 годах. Так же, как и Стив Ривз, после бодибилдинга Рег Парк начал активно заниматься кинематографом и строить актерскую карьеру.

Шестидесятые годы ознаменовались тем, что федерация IFBB братьев Вейдеров впервые, 18 сентября 1965 года провела в Нью-Йорке самый значимый международный турнир по бодибилдингу «Мистер Олимпия». Так, в мировой истории бодибилдинга появился самый главный турнир, к победе в котором стремится любой выступающий атлет, а победа считается высшим достижением в карьере. Название «Мистер Олимпия» придумано по аналогии с Олимпийскими играми, которые для всех выступающих атлетов являются целью всей жизни. Победителем самого первого турнира «Мистер Олимпия» стал Ларри Скотт. Это был человек, который обладал выдающимися бицепсами, затем изобрел тренажер «Скамья Скотта» и который до сих пор носит звание «Лучшие бицепсы в истории бодибилдинга».

С тех пор, как на мировой арене бодибилдинга возник так называемый Олимп, на который сразу появилось огромное количество претендентов, данный вид спорта начал развиваться невероятно стремительно. Пик популярности бодибилдинга, однако, произойдет чуть позже. В 1966 году Ларри Скотт взял свой второй титул «Мистер Олимпия», после чего на Олимп взошел новый атлет – Серхио Олива. Он брал этот титул в 1967, 1968 и 1969 году. Серхио Олива, кубинец по происхождению в юные годы занимался тяжелой атлетикой и состоял в сборной страны. В поисках политического убежища он перебрался в Штаты, стал ремонтировать телевизоры и параллельно продолжил усердно тренироваться. Свою первую победу как бодибилдер он одержал в 1963 году на турнире «Мистер Чикаго».

В мировой истории бодибилдинга существует период «Золотой эры». Начало золотой эры связывают, прежде всего, с первым восхождением на Олимп поистине величайшего из всех бодибилдеров современности – Арнольда Шварценеггера. Титул «Мистер Олимпия» он выигрывал семь раз! В 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975 и через пять лет в 1980 году. На тот момент, для остальных бодибилдеров его персона была просто недосягаемой в соревновательном плане. Как вспоминал сам Арнольд, на спортивные достижения его вдохновили именно фильмы его кумиров – Стива Ривза и Рега Парка. После завершения спортивной карьеры он перешел в кинематограф и продолжил заниматься популяризацией данного вида спорта уже с экрана телевизора.

Конец семидесятых и начало восьмидесятых годов ознаменовались возникновением женского соревновательного бодибилдинга. Конечно же, соревнования подобного рода проводились и раньше, еще в 1960-х годах, однако они напоминали больше конкурсы красоты. Первый же серьезный турнир, где женщин оценивали именно по мускулатуре, состоялся в 1978 году. В целом, женский бодибилдинг в первоначальном его проявлении вызывал много противоречий, так как женщины с ярко выраженной мускулатурой выглядели совершенно не привлекательно. С точки зрения популярности данного вида спорта, женский бодибилдинг вышел на свой пик так же быстро, как и спустился с него. Тем не менее, женские соревнования по бодибилдингу проводятся до сих пор.

Вернемся к Олимпии. Что касается соревновательного бодибилдинга, продолжением золотой эры занимались хорошие друзья Арнольда, прежде всего, его лучший друг Франко Коломбо («Мистер Олимпия» 1976, 1981), Фрэнк Зейн («Мистер Олимпия» 1977, 1978, 1979) и некоторые другие атлеты. Золотая эра закончилась к 1990-м годам, когда на смену эстетике начала приходить массивность. Дориан Ятс (6-кратный «Мистер Олимпия» 1992-1997) и Ронни Коулмэн (8-кратный «Мистер Олимпия» 1998-2005) смотрелись на сцене уже совершенно по-другому. Это в какой-то степени повлияло на разделение аудитории фанатов данного вида спорта. Одни считали эталоном гармоничного телосложения атлетов золотой эры бодибилдинга, другие делали ставку на новый тренд.

Что касается любительского бодибилдинга и его популяризации среди широких масс, период с 1980 по 2000-й год был самым богатым за всю историю бодибилдинга на Голливудские фильмы с участием бодибилдеров. Это, прежде всего и Арнольд Шварценеггер, и Сильвестр Сталлоне, и Жан-Клод Ван Дамм, и Дольф Лундгрен, и Чак Норрис, и еще огромное количество актеров, которые в те годы транслировали культ тела через свои фильмы. Но самый значимый вклад в развитие бодибилдинга внес именно Арнольд Шварценеггер. Во всем мире бодибилдинг ассоциируется именно с его персоной. Любой актер, спортсмен, певец, врач, бизнесмен, политик и школьник знает, кто такой Арнольд Шварценеггер. Именно он вписал свое имя самым жирным шрифтом в историю бодибилдинга.

Соревновательный бодибилдинг, безусловно, менялся все эти годы, причем не только в виде тех стандартов формы и мышечной массы, которую атлеты демонстрировали на сцене, но также и в виде новых федераций и дисциплин. В 2011 году в соревновательную программу была введена женская категория «Фитнес-бикини», в которой оценивается, прежде всего, красота, плоский живот и округлая попа. В 2012 году была создана мужская категория «Менс-физик», в которой уже не предъявляются высокие требования к мышечной массе и мускулатуре тела. В конце концов, в 2013 году женский бодибилдинг был переформатирован в более легкую его версию «Вумен физик», для которой были значительно снижены требования к мышечным объемам и рельефу тела.

Сегодня бодибилдинг популярен как никогда ранее и популярность его продолжает набирать обороты. Вовлечение широких масс в фитнес-индустрию происходит через многочисленные фитнес-клубы. Их количество с каждым годом только растет, так же, как и перечень предоставляемых ими услуг. Монополистами на рынке выступают крупные сети фитнес-клубов, которые стараются охватить максимально широкий круг аудитории, начиная от детей, заканчивая стариками. В более мелких частных клубах вы можете воспользоваться преимущественно услугами только тренажерного зала, в то время как большие клубы имеют в своей структуре и бассейн, и кроссфит-зону, и групповые классы, и в том числе многочисленные разновидности единоборств.

На данный момент мир трансформируется, прежде всего, за счет активного вовлечения интернета в нашу жизнь. Это также способствует популяризации бодибилдинга, так как теперь практически с любым известным атлетом можно связаться через интернет. Сегодня есть социальные сети, в которых можно найти любого специалиста и в том числе приобрести у него консультации или персональные тренировки. Сегодня есть тот же Skype, посредством которого можно по видеосвязи общаться с любым человеком из любой страны. Сегодня открыты все границы для путешествий, и многие известные атлеты ездят со своими семинарами буквально по всему миру. В истории бодибилдинга никогда еще не было столь широких возможностей для его популяризации как сейчас.

История отечественного бодибилдинга

История развития бодибилдинга в Советском Союзе была чрезвычайно сложной. Прежде всего, это как ни странно было связано с политикой. В то время как в Америке на всем протяжении 20 века бодибилдинг активно зарождался и рос, Европа с 1914 по 1918-й год переживала Первую мировую войну, в которой участвовала и Российская Империя. Дальше произошла февральская революция 1917 года. Прошло не так много времени, и началась Вторая мировая война, которая продолжалась с 1939 по 1945 год. Затем Советский Союз был активно занят восстановлением своей страны, и людям было совершенно не до бодибилдинга. И только в начале 1960-х годов в газетах периодически стали возникать заголовки, типа «Атлетизм – зеркало здоровья» и не только.

В Ленинграде, в 1962 году был организован первый семинар преподавателей атлетизма. Тогда же была учреждена и первая секция атлетизма в ДСО «Спартак». Впервые в стране были разработаны специальные нормативы для атлетов 1, 2 и 3 класса. Наконец, в 1966 году в Москве, под эгидой газет «Московский комсомолец» и «Спортивная жизнь России» состоялся первый в истории СССР турнир по культуризму, в котором приняли участие 27 атлетов. Однако данные соревнования сильно отличались от того бодибилдинга, который практиковали в остальном мире. Это было атлетическое троеборье (жим штанги лежа, приседания и становая тяга), прыжки через козла и позирование под музыку. Судьи оценивали координацию движений, рельефность мускулатуры и гармоничность телосложения.

В 1967 году была сформирована первая в стране сборная команда по атлетизму. В 1968 году состоялись первые международные соревнования между сборными Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и России. В 1969 году интерес к культуризму резко упал, так как социалистическое руководство страны начало называть его «Американизмом» и тлетворным продуктом запада. В начале 1973 года культуризм в стране официально попал под запрет, из-за чего получил статус подпольного вида спорта. К 1980 году запрет был снят. Тем не менее, вторым днем рождения культуризма в СССР считается 11 сентября 1987 года, когда на учредительном собрании всесоюзной федерации атлетизма были заново пересмотрены правила и регламент соревнований. А уже в 1988 году федерация бодибилдинга СССР стала членом IFBB.

Заключение

История мирового бодибилдинга является довольно интересной и красочной. Она берет свое начало от цирковых актеров, которых изначально даже атлетами нельзя было назвать. Затем свою фамилию в эту историю вписал уникальный для своего времени Евгений Сандов, который первым же описал методику тренировок с отягощениями. Затем появились братья Вейдер, которые были фанатами тренировок и создали крупнейшую и самую авторитетную федерацию бодибилдинга. Были Стив Ривз и Рег Парк, которые стояли у истоков соревновательного бодибилдинга и первыми стали популяризовать его через кино. А затем пришел Арнольд Шварценеггер. Человек, который просто перевернул мир бодибилдинга и стал символом этого вида спорта на долгие и долгие годы вперед.

История отечественного бодибилдинга значительно более короткая, но зато не менее контрастная. Этот контраст создавали те перепады в стране, которые, то возводили бодибилдинг в культ, то ставили его вне закона. Тем не менее, спорт был, есть и всегда будет вне политики, что и доказали события, происходившие в стране с 1973 по 1980-й год. За это время спорт не только не угас, но в течение семи лет тайно набирал обороты и, в конце концов, победил политику. В 1991 году, как известно, Советский Союз прекратил свое существование, а бодибилдинг продолжает развиваться и по сей день. Такова она, непростая история бодибилдинга.

Благодаря Евгению Сандову во всём мире начали использовать гири и гантели для придания своему телу более приятный, атлетический внешний вид. Кроме того, что Евгений был одним из сильнейших людей своей эпохи, он так же обладал неплохими антропометрическими данными, которым до сих пор могут позавидовать начинающие культуристы. Евгений Сандов разработал собственную систему тренировок с гантелями, по которой благодаря популярности автора занимались люди во всех цивилизованных странах.

Евгений Сандов родился 2 апреля 1867 года в Пруссии (город Кёнигсберг) в немецко-русской семье (отец — немец, мама — русская). В детстве Евгений (настоящее имя Фридрих Вильгельм Мюллер) был очень слабым юношей и часто болел, но у него было очень сильное желание всё изменить.

В студенческие годы Евгений Сандов тратит очень много времени и сил на изучение и физической культуры. С помощью этих знаний он начинает гораздо реже болеть, а его тело приобретает более привлекательную форму.

Чтобы избежать службы в Прусской армии, Евгений покидает страну и становится цирковым артистом, тут он и придумал себе псевдоним Евгений Сандов (Eugen Sandow). В цирке Сандов изучает борьбу и выполняет немыслимые для того времени трюки:

  • Евгений мог положить себе на грудь платформу, на которую выводили трех лошадей, либо там находился рояль и оркестр из 8 человек;
  • Держал на вытянутых руках гири по 27 килограмм;
  • Ложил голову и пятки на 2 стула и в таком положении удерживал на груди 2 человек, а на вытянутой руке 22 килограммовую гирю;
  • Делал сальто назад, приземляясь на носовой платок с которого стартовал, при этом держа в руках две 24 килограммовые гири;
  • Выжимал штангу весом в 118 килограмм;
  • Мог отжаться 200 раз за 4 минуты.

В 1889 году в Лондоне Сандов вызывает на поединок известного силача того времени Самсона и побеждает его. В последствии он одерживает победу над всеми борцами и силачами, которые желали с ним сразиться.

В 1984 году получив Европейское признание Евгений Сандов переезжает в Америку на 4 года, где так же становится звездой, и благодаря своей известности его система тренировок пользуется большим успехом. После публикации своей системы Евгений становится главным сторонником здорового образа жизни в США.

В 1987 году Сандов возвращается в Лондон и открывает первый в мире тренажерный зал, ходить в который могли позволить себе только обеспеченные люди. Весь зал был заполнен огромными позолоченными коврами, персидскими коврами и белыми гантелями. Так же Евгений занимается продажей различных товаров для здоровья под своим именем — пружинных гантелей, корсетов, специальных напитков и лосьонов.

В 1901 году Евгений организовал первый в мире конкурс красоты атлетического сложения, который проходил в Королевском Альберт Холле. В жюри сидело 3 известных человека — сам Евгений Сандов, известный писатель того времени Королевский Альберт Холл и скульптор Чарльз Лоуз. Зал был заполнен до отказа, на сцену вышло 56 известнейших атлетов Англии. В конкурсе красоты победил Вильям Мюррей, получив в награду статуэтку Сандова со штангой в руках.

В 1911 году за заслуги пропаганды физического воспитания и здорового образа жизни Евгений Сандов получил звание профессор физического развития.

В наше время самых лучших культуристов планеты на конкурсе Мистер Олимпия награждают статуэткой Евгения Сандова, эта традиция начата в 1977 году и продолжается до сих пор.

Антропометрические данные Евгения Сандова:
Рост: 170 см
Вес: 88 кг
Бицепс: 43 см
Грудь: 122 см
Бедро: 63 см
Икры: 40 см

В завершении статьи предлагаю вам посмотреть пару видеороликов с Евгением. В первом и втором видео снято позирование Сандова в 1884 и 1903 годах. В третьем видео представлена фотоподборка Евгения Сандова.



История бодибилдинга в Советском Союзе оказалась тернистой: остается только восхищаться легендами советского культуризма, которые, несмотря на все запреты и осуждение властей, продолжали заниматься саморазвитием, а затем передавали бесценный опыт последователям. Культуризм в СССР воспринимался как западное веяние. Советская власть считала, что ни к чему человеку намеренно качать мышцы и любоваться собой перед зеркалом, а сила и выносливость нужны для того, чтобы как можно больше работать. Бодибилдинг стал запретным плодом, а что, как не запрещенку, любит наш человек больше всего на свете? Подпольные залы, перепечатки польских журналов, куски рельсов вместо снарядов и даже риск тюремного заключения - несмотря на все эти обстоятельства люди продолжали заниматься. Культуристы моментально определяли «своих» при случайной встрече на улице, и это было похоже на тайный клуб.
На заседании Госкомспорта в 1973 году чиновники от спорта собрались, чтобы обсудить становящийся все более популярным новый вид спорта - культуризм. Именно тогда было принято постановление, загнавшее бодибилдеров на долгие годы в подвалы. В тексте говорилось следующее: В последнее время получили распространение виды физических упражнений и занятий, ничего общего не имеющие с советской системой физического воспитания, несущие опасность распространения идей, содержащих вредную социальную направленность… Тренировки включают лишь упражнения с отягощениями, направленные на безмерное увеличение мускулатуры. Самолюбование, крайний эгоизм, щеголяние так называемой культурой тела - все это находится в противоречии с советской системой физической культуры и спорта, воспитывающей коллективизм, трудовую и политическую активность… Государству нужны были функциональные спортсмены, способные завоевывать призовые места на международных соревнованиях, чтобы поднимать престиж страны и подкреплять таким образом правильность социалистической и коммунистической идеологий. С 1931 года и до самого момента прекращения существования СССР работала система ГТО - «Готов к труду и обороне». Она представляла собой комплекс спортивных нормативов: бег, отжимания, прыжки в воду с высоты и метание гранаты, которое, очевидно, представлялось государству одним из самых важных умений советского человека. Естественно, чиновники не видели никакой пользы в накачивании мышц ради мышц. А где нет пользы - там явно вред. Александр Ширай. С чего же тогда началась история культуризма в Советском Союзе? Как и во многих других странах, культуристы начались с цирковых артистов, борцов и представителей тяжелой атлетики. Еще до революции бывший борец Евгений Сандов, которого на самом деле звали Фридрих Вильгельм Мюллер и который был выходцем из Пруссии, в 1894 году запатентовал систему развития мускулатуры за счет силовых упражнений. Именно система Сандова легла в основу культуры физического развития в СССР. По его методике занималось большинство советских культуристов вплоть до 60-х годов XX века и даже позже. Сам феномен соревнований и оценки на предмет того, у кого самое красивое телосложение и внушительные мышцы, в Советском Союзе, пожалуй, впервые проявился в 1948 году, когда в московском концертном зале им. П.И. Чайковского прошли первые состязания по красоте телосложения среди цирковых атлетов. Победителем признали Александа Ширая, знаменитого акробата и воздушного гимнаста.
Александр Ширай. Ширай действительно обладал прекрасным по тем временам телосложением и неоднократно позировал для картин и скульптур. Как это ни парадоксально, с этого циркового артиста лепили простых советских рабочих. Еще до официального запрета в 1973 году к культуризму в Советском Союзе относились подозрительно, считая его инструментом вредоносного влияния Запада. Поэтому те, кто качал железо, занимались «атлетизмом» и «атлетической гимнастикой», а не культуризмом или бодибилдингом. Георгий Тэнно (справа). В 1960-е годы одним из главных пропагандистов бодибилдинга в СССР был тяжелоатлет Георгий Тэнно. Бывший морской офицер прошел Великую Отечественную, но в 1948 году его военная карьера оборвалась, так как его арестовали по подозрению в шпионаже. Тэнно сидел восемь лет, причем в одной камере с писателем Александром Солженицыным. За свой тюремный срок он пытался бежать пять раз, но все его попытки провалились. В романе Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» есть глава под названием «Убежденный беглец», посвященная Георгию Тэнно. В конце 1950-х, когда спортсмена реабилитировали, он устроился на работу в Центральный научно-исследовательский институт физкультуры. Здесь он занялся любимым делом - разработкой системы силовых тренировок. В 1968 году увидела свет его основополагающая работа «Атлетизм», которую окрестили «Библией для культуристов». Это была настольная книга всех советских качков до самой середины 1980-х, и здесь было все что нужно: описание упражнений со свободными весами, рекомендации по рациону, советы по восстановлению после тренировки, рекомендации по «сушке». Для СССР это был уникальный по своей полноте источник информации. Очевидно, у Тэнно был доступ к иностранной литературе, в числе которой - книги отца американского бодибилдинга Джо Вейдера. Поскольку Тэнно отлично владел английским языком, он мог доставать необходимые материалы через свои связи на работе. На вопросы о своих источниках Тэнно молчал, а на страницах его книги неоднократно повторялось, что атлетизм - не для того, чтобы кривляться у зеркала, а для развития мышц, чтобы иметь возможность успешно служить государству. Тюрьма по ложному доносу очень хорошо научила его, как нужно говорить, чтобы преподнести культуризм как что-то полезное и социально значимое.
Стив Ривз в роли Геракла. В какой момент началось повальное увлечение советских парней культуризмом? В начале 1960-х годов на экраны кинотеатров вышла картина совместного производства Испании и Италии «Подвиги Геракла», главную роль в которой исполнил американский актер Стив Ривз. Именно он на долгие годы стал эталоном для культуристов в СССР. Сейчас, разумеется, Ривз был бы очень далеко от пьедестала на соревнованиях по бодибилдингу - обхват его бицепса составлял всего 45 см против средних 54-55 см у современных бодибилдеров. Однако в 1940-1950-х Ривз становился «Мистером Америка», «Мистером мира» и «Мистером Вселенная». Фильм стал настоящим хитом в СССР: его посмотрели более 36 миллионов человек, он вошел в список десяти самых популярных картин кинопроката.
Золотой призер Юрий Власов на Олимпиаде-1960. Самыми первыми советскими культуристами той эпохи можно считать советских тяжелоатлетов Юрия Власова и Леонида Жаботинского. Власов принес СССР золото на Олимпиаде 1960 года, а в 1961 году он выступал на чемпионате мира по тяжелой атлетике в Вене.
Встреча Арнольда Шварценеггера с Юрием Власовым годы спустя после первой встречи. Именно тогда его и увидел 14-летний сын полицейского по имени Арнольд Шварценеггер. После выступления юному Арнольду удалось пожать Власову руку. Он так впечатлился мощью и статью советского спортсмена, что решил начать серьезно заниматься тяжелой атлетикой. Так получилась будущая легенда мирового бодибилдинга.
Встреча Арнольда Шварценеггера с Юрием Власовым.
Гойко Митич. Еще одним примером для подражания для советских культуристов стал югославский актер и гимнаст Гойко Митич. Он играл индейцев в фильмах, снятых дружественной ГДР. В отличие от американских вестернов, в этих фильмах индейцы были положительными персонажами, а ковбои - злыми и жадными, поэтому, в противовес, их называли истернами.
Как таковых специальных заведений для занятий «атлетической гимнастикой», как вы понимаете, не было. Первый специальный тренажерный зал в СССР открылся в 1962 году. Бодибилдеры на своих форумах любят спорить, какой же зал был самым первым: клуб «Факел» в Ленинграде или Аничков дворец, который тогда назывался Ленинградским дворцом пионеров и где атлеты нашли приют в секции бокса. К концу 1960-х благодаря фильмам и растущей популярности мускулистого телосложения залы открылись по всей стране. Зачастую они существовали под эгидой какого-нибудь института или предприятия: например, Горьковский автозавод и Калининский комбинат «Химволокно» имели свои клубы атлетической гимнастики. Советские качки изучали методики, описанные в польских журналах, ведь в отечественных изданиях приводились лишь варианты тренировок с гантелями по системе Сандова, которая на тот момент по понятным причинам устарела. Весь мир качал мышцы по Джо Вейдеру, а Сандов был прошлым веком в буквальном смысле слова.
Турнир «Янтарный приз» в Прибалтике, 1968 год. Советской власти не нравилось это непонятное увлечение молодежи, и постепенно начались гонения. К концу 1960-х годов движение бодибилдинга в Союзе переместилось к западным границам страны, где жизнь всегда была более европейской. В 1968 году в городе Паланга в Литве прошел один из первых турниров среди бодибилдеров - «Янтарный приз». Эти соревнования проводятся до сих пор, хотя в 1971-1976 годах был перерыв из-за сильного давления со стороны государства.
Чемпионат СССР по культуризму в 1971 году. В том же 1968 году в Тюмени состоялись всесибирские соревнования среди культуристов, а первый неофициальный всесоюзный чемпионат прошел в 1971 году в Северодвинске, который стал негласной столицей советского бодибилдинга. Победу в нем одержал северодвинец Александр Лемехов, второе место занял действующий президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России Владимир Дубинин, а на третьем месте оказался Владимир Хомулев.
Александр Лемехов - первый чемпион СССР по культуризму.
Второй справа - молодой Игорь Петрухин на турнире по культуризму в Вильнюсе в 1966 году. В 1972 году в Северодвинске прошел еще один чемпионат, который стал последним: в 1973 году вышло постановление Госкомспорта о запрете культуризма. Что интересно, непосредственно перед основной частью соревнований атлеты должны были проплыть 50 метров за 45 секунд, чтобы продемонстрировать функциональность своих мышц.
Владимир Дубинин - призер чемпионатов СССР по бодибилдингу, нынешний президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России. Владимир Дубинин - это культурист из Ленинграда, который многие годы бессменно возглавляет Федерацию бодибилдинга и фитнеса России. Он также жал руку Шварценеггеру и даже подарил ему бюсты Ленина и Сталина.
Владимир Дубинин. После злополучного постановления 1973 года тренажерные залы переехали в подвалы: из мест, где тренировались тяжелоатлеты, люди, занимавшиеся ради красоты тела, а не для силы, изгонялись с позором. Естественно, оборудование и снаряды подвальных качалок были из того, из чего их слепили бодибилдеры-энтузиасты. В ход шли рельсы, трубы, автомобильные шины. Советские газеты вовсю клеймили культуристов, приравнивая их к зэкам и бандитам. Владимир Хомулев. Призер первого чемпионата по культуризму Владимир Хомулев попал под раздачу: за пропаганду бодибилдинга его посадили в тюрьму, обвинив в изнасиловании.
Евгений Колтун - первый атлет из СССР, попавший в журнал Muscle & Fitness. Центром бодибилдинга в СССР была далекая периферия, а не Ленинград или Москва. В 1967 году в Тюмени открылся клуб «Антей», который создал Евгений Колтун. В следующие два года здесь проходили значимые турниры по атлетизму, на которые съезжались культуристы со всего Союза и даже из Польши. Есть легенда, что Арнольд Шварценеггер узнал об «Антее» и прислал тюменским качкам посылку с журналами и книгами по бодибилдингу. В начале 1970-х в одном из иностранных изданий, посвященных спорту, появилась фотография с тюменскими культуристами и подписью: «Выражаем благодарность господину Колтуну за развитие культуризма в Сибири». Советская власть восприняла это как пощечину и начала активную травлю в СМИ. «Советский спорт», «Известия» и «Московский комсомолец» наперебой выставляли культуристов спортсменами-алкоголиками, несущими опасность обществу. К счастью, Евгений Колтун отделался товарищеским судом.
Игорь Петрухин. Игорь Петрухин - цирковой артист, который утверждает, что на самом деле он является победителем первого советского чемпионата среди культуристов. По словам Петрухина, этот турнир прошел в 1966 году в Москве, хотя многие бодибилдеры говорят, что это были не соревнования, а позирование культуристов в парке в выходной день.
Гонения на бодибилдинг закончились лишь с приходом перестройки: в 1986 году в Люберцах состоялся первый разрешенный турнир. Постепенно залы стали подниматься из подвалов ЖЭКов и набирали популярность у молодого поколения. В 1987 году появилась Федерация атлетизма СССР, а на следующий год в Ленинграде провели первый официальный чемпионат СССР по атлетизму. В этот же год отечественные бодибилдеры выступили на чемпионате мира в Австралии, где заняли очень достойное четвертое место в командном зачете.
Как удалось бодибилдерам выжить в условиях систематической травли? К началу 1970-х годов, когда СССР окончательно вступил в эпоху застоя, все было максимально бюрократизировано и большинство людей было задействовано в имитации бурной деятельности якобы для исполнения указов сверху. Лазейкой стала система ЖКХ. Жилищные конторы должны были обеспечить подачу газа, воды и электричества, а организацией досуга граждан им заниматься не хотелось, хотя формально это входило в их обязанности. Культуристы выполняли роль ширмы с точки зрения досуга граждан. В типичном отчете одного из ЖЭКов, датированном 1975 годом, говорится: «Помимо прочего, развиваем спорт. Трудовой коллектив и молодежь района во вверенных нам помещениях занимается укреплением силы и духа путем занятий со штангой и гирями».
Советская пропаганда брызгала ядовитой слюной; в газете «Советский спорт» от 1973 года журналист нагнетал атмосферу: «Новобранцев здесь никто не спрашивает, откуда они, где работают, учатся. Здесь вместо тренеров - “шефы”, а занимающиеся чаще называют друг друга по кличкам: Грузчик, Скула, Деловой, Американец, Рыхлый…» Знали бы они, что они себе напророчат… В конце 1980-х в Люберцах, где существовало множество подвальных клубов, культуристы и в самом деле подались в криминал, объединившись в движение люберов. Железный занавес трещал по швам, из которых на наивных советских культуристов хлынул поток невообразимых вещей. Помимо огромного потока информации они получили доступ к таким вещам, как стероиды и различные фармпрепараты.

Культ красивого человеческого тела существует с глубокой древности. Более 3 000 лет назад врачами Индии и Китая разрабатывалась уникальная атлетическая гимнастика, с помощью которой мужчины поддерживали свое здоровье. В этой области работали многие специалисты древности, что наглядно подтверждает эффективность методик. История бодибилдинга началась уже очень и очень давно.

Огромный вклад в развитие тяжелой атлетики и бодибилдинга внести древние греки. Олимпийские игры, созданные ими, до сих пор регулярно проводятся на международном уровне. А уникальные скульптуры, изображающие древнегреческих спортсменов, считаются признанными произведениями искусства. Поэтому история бодибилдинга насчитывает уже сотни лет, не смотря на то, что официально он был признан не так давно.

Культ силы и красоты, сформировавшийся в Древней Греции и Риме, сыграл огромную роль в жизни многих поколений спортсменов и истории бодибилдинга. В таких произведениях искусства, как «Копьеносец» Поликлета или «Дискобол» Мирона, например, воплощались не только сила, но и красота. Именно поэтому спортсмены нового поколения стали стремиться к созданию гармоничного и привлекательного тела.

Развитие бодибилдинга

После той популярности, которой он пользовался в Древнем Риме и Греции, атлетизм надолго был забыт. Интерес к нему вспыхнул у людей уже в XIX веке, когда забота о выживании постепенно отошла на второй план. Спортсмены этого времени совершенствовали свои тела, стремясь достичь идеала красоты и гармонии, воплощенного в памятниках греческой и римской культуры. История развития бодибилдинга по сей насчитывает огромное количество скульптур и памятников атлетам.

Именно в XIX веке зародилась тяжелая атлетика, из которой постепенно развилось абсолютно новое спортивное направление – бодибилдинг. Причем, изначально большинство мужчин, занимающихся тяжелой атлетикой, работали над силой и выносливостью, чтобы иметь возможность выступать перед публикой. История развития бодибилдинга всегда имела вид соревнований.

Но уже с XX века внимание стало уделяться также внешнему виду, красоте тела. В частности, в 1901 году был проведен первый международный конкурс красоты среди мужчин-культуристов.

История бодибилдинга в России

До революции тяжелая атлетика и культуризм пользовались у наших предков не слишком высокой популярностью. Однако и тогда в России были спортсмены, выступающие на соревнованиях силачей, организующие кружки «по интересам», создающие учебники и учебные пособия. История бодибилдинга в России насчитывает несколько самых титулованных спортсменов в мире.

Например, еще в 1885 году кружок любителей атлетики появился в Санкт-Петербурге. Его основателем был В. Ф. Краевский (врач по профессии), а одним из участников — Георг Гаккеншмидт, знаменитый русский тяжелоатлет. История возникновения бодибилдинга только начинается, поэтому у нас еще будет много подобных атлетов.

В начале XX века в России тяжелая атлетика и культуризм постепенно отделяются друг от друга. Но современный бодибилдинг, каким мы видим его сегодня, возник только в 1940 году. И произошло это в США, когда, после организации первого атлетического союза, были проведены соревнования по данному виду спорта. Название «бодибилдинг» также пошло из Америки.

Сегодня рассматриваемый вид спорта очень популярен, как в США, так и в Европе. Отдают ему предпочтение многие наши соотечественники – мужчины и женщины, стремящиеся к красоте и здоровью. С каждым годом бодибилдинг становится все более востребованным, находя множество поклонников. Данная тенденция обещает сохраниться и в дальнейшем. Поэтому история развития бодибилдинга в России только начинает свой путь.

История бодибилдинга в Советском Союзе оказалась тернистой: остается только восхищаться легендами советского культуризма, которые, несмотря на все запреты и осуждение властей, продолжали заниматься саморазвитием, а затем передавали бесценный опыт последователям. Культуризм в СССР воспринимался как западное веяние. Советская власть считала, что ни к чему человеку намеренно качать мышцы и любоваться собой перед зеркалом, а сила и выносливость нужны для того, чтобы как можно больше работать.

Бодибилдинг стал запретным плодом, а что, как не запрещенку, любит наш человек больше всего на свете? Подпольные залы, перепечатки польских журналов, куски рельсов вместо снарядов и даже риск тюремного заключения - несмотря на все эти обстоятельства люди продолжали заниматься. Культуристы моментально определяли «своих» при случайной встрече на улице, и это было похоже на тайный клуб.

На заседании Госкомспорта в 1973 году чиновники от спорта собрались, чтобы обсудить становящийся все более популярным новый вид спорта - культуризм. Именно тогда было принято постановление, загнавшее бодибилдеров на долгие годы в подвалы. В тексте говорилось следующее:

В последнее время получили распространение виды физических упражнений и занятий, ничего общего не имеющие с советской системой физического воспитания, несущие опасность распространения идей, содержащих вредную социальную направленность… Тренировки включают лишь упражнения с отягощениями, направленные на безмерное увеличение мускулатуры. Самолюбование, крайний эгоизм, щеголяние так называемой культурой тела - все это находится в противоречии с советской системой физической культуры и спорта, воспитывающей коллективизм, трудовую и политическую активность…

Государству нужны были функциональные спортсмены, способные завоевывать призовые места на международных соревнованиях, чтобы поднимать престиж страны и подкреплять таким образом правильность социалистической и коммунистической идеологий. С 1931 года и до самого момента прекращения существования СССР работала система ГТО - «Готов к труду и обороне». Она представляла собой комплекс спортивных нормативов: бег, отжимания, прыжки в воду с высоты и метание гранаты, которое, очевидно, представлялось государству одним из самых важных умений советского человека. Естественно, чиновники не видели никакой пользы в накачивании мышц ради мышц. А где нет пользы - там явно вред.

Александр Ширай.

С чего же тогда началась история культуризма в Советском Союзе? Как и во многих других странах, культуристы начались с цирковых артистов, борцов и представителей тяжелой атлетики. Еще до революции бывший борец Евгений Сандов, которого на самом деле звали Фридрих Вильгельм Мюллер и который был выходцем из Пруссии, в 1894 году запатентовал систему развития мускулатуры за счет силовых упражнений. Именно система Сандова легла в основу культуры физического развития в СССР. По его методике занималось большинство советских культуристов вплоть до 60-х годов XX века и даже позже.

Сам феномен соревнований и оценки на предмет того, у кого самое красивое телосложение и внушительные мышцы, в Советском Союзе, пожалуй, впервые проявился в 1948 году, когда в московском концертном зале им. П.И. Чайковского прошли первые состязания по красоте телосложения среди цирковых атлетов. Победителем признали Александа Ширая, знаменитого акробата и воздушного гимнаста.

Александр Ширай.

Ширай действительно обладал прекрасным по тем временам телосложением и неоднократно позировал для картин и скульптур. Как это ни парадоксально, с этого циркового артиста лепили простых советских рабочих.

Еще до официального запрета в 1973 году к культуризму в Советском Союзе относились подозрительно, считая его инструментом вредоносного влияния Запада. Поэтому те, кто качал железо, занимались «атлетизмом» и «атлетической гимнастикой», а не культуризмом или бодибилдингом.

Георгий Тэнно (справа).

В 1960-е годы одним из главных пропагандистов бодибилдинга в СССР был тяжелоатлет Георгий Тэнно. Бывший морской офицер прошел Великую Отечественную, но в 1948 году его военная карьера оборвалась, так как его арестовали по подозрению в шпионаже. Тэнно сидел восемь лет, причем в одной камере с писателем Александром Солженицыным. За свой тюремный срок он пытался бежать пять раз, но все его попытки провалились. В романе Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» есть глава под названием «Убежденный беглец», посвященная Георгию Тэнно. В конце 1950-х, когда спортсмена реабилитировали, он устроился на работу в Центральный научно-исследовательский институт физкультуры. Здесь он занялся любимым делом - разработкой системы силовых тренировок.

В 1968 году увидела свет его основополагающая работа «Атлетизм», которую окрестили «Библией для культуристов». Это была настольная книга всех советских качков до самой середины 1980-х, и здесь было все что нужно: описание упражнений со свободными весами, рекомендации по рациону, советы по восстановлению после тренировки, рекомендации по «сушке». Для СССР это был уникальный по своей полноте источник информации. Очевидно, у Тэнно был доступ к иностранной литературе, в числе которой - книги отца американского бодибилдинга Джо Вейдера. Поскольку Тэнно отлично владел английским языком, он мог доставать необходимые материалы через свои связи на работе.

На вопросы о своих источниках Тэнно молчал, а на страницах его книги неоднократно повторялось, что атлетизм - не для того, чтобы кривляться у зеркала, а для развития мышц, чтобы иметь возможность успешно служить государству. Тюрьма по ложному доносу очень хорошо научила его, как нужно говорить, чтобы преподнести культуризм как что-то полезное и социально значимое.

Стив Ривз в роли Геракла.

В какой момент началось повальное увлечение советских парней культуризмом? В начале 1960-х годов на экраны кинотеатров вышла картина совместного производства Испании и Италии «Подвиги Геракла», главную роль в которой исполнил американский актер Стив Ривз. Именно он на долгие годы стал эталоном для культуристов в СССР. Сейчас, разумеется, Ривз был бы очень далеко от пьедестала на соревнованиях по бодибилдингу - обхват его бицепса составлял всего 45 см против средних 54-55 см у современных бодибилдеров. Однако в 1940-1950-х Ривз становился «Мистером Америка», «Мистером мира» и «Мистером Вселенная». Фильм стал настоящим хитом в СССР: его посмотрели более 36 миллионов человек, он вошел в список десяти самых популярных картин кинопроката.

Золотой призер Юрий Власов на Олимпиаде-1960.

Самыми первыми советскими культуристами той эпохи можно считать советских тяжелоатлетов Юрия Власова и Леонида Жаботинского. Власов принес СССР золото на Олимпиаде 1960 года, а в 1961 году он выступал на чемпионате мира по тяжелой атлетике в Вене.

Встреча Арнольда Шварценеггера с Юрием Власовым годы спустя после первой встречи.

Именно тогда его и увидел 14-летний сын полицейского по имени Арнольд Шварценеггер. После выступления юному Арнольду удалось пожать Власову руку. Он так впечатлился мощью и статью советского спортсмена, что решил начать серьезно заниматься тяжелой атлетикой. Так получилась .

Встреча Арнольда Шварценеггера с Юрием Власовым.

Гойко Митич.

Еще одним примером для подражания для советских культуристов стал югославский актер и гимнаст Гойко Митич. Он играл индейцев в фильмах, снятых дружественной ГДР. В отличие от американских вестернов, в этих фильмах индейцы были положительными персонажами, а ковбои - злыми и жадными, поэтому, в противовес, их называли истернами.

Как таковых специальных заведений для занятий «атлетической гимнастикой», как вы понимаете, не было. Первый специальный тренажерный зал в СССР открылся в 1962 году. Бодибилдеры на своих форумах любят спорить, какой же зал был самым первым: клуб «Факел» в Ленинграде или Аничков дворец, который тогда назывался Ленинградским дворцом пионеров и где атлеты нашли приют в секции бокса.

К концу 1960-х благодаря фильмам и растущей популярности мускулистого телосложения залы открылись по всей стране. Зачастую они существовали под эгидой какого-нибудь института или предприятия: например, Горьковский автозавод и Калининский комбинат «Химволокно» имели свои клубы атлетической гимнастики. Советские качки изучали методики, описанные в польских журналах, ведь в отечественных изданиях приводились лишь варианты тренировок с гантелями по системе Сандова, которая на тот момент по понятным причинам устарела. Весь мир качал мышцы по Джо Вейдеру, а Сандов был прошлым веком в буквальном смысле слова.

Турнир «Янтарный приз» в Прибалтике, 1968 год.

Советской власти не нравилось это непонятное увлечение молодежи, и постепенно начались гонения. К концу 1960-х годов движение бодибилдинга в Союзе переместилось к западным границам страны, где жизнь всегда была более европейской. В 1968 году в городе Паланга в Литве прошел один из первых турниров среди бодибилдеров - «Янтарный приз». Эти соревнования проводятся до сих пор, хотя в 1971-1976 годах был перерыв из-за сильного давления со стороны государства.

Чемпионат СССР по культуризму в 1971 году.

В том же 1968 году в Тюмени состоялись всесибирские соревнования среди культуристов, а первый неофициальный всесоюзный чемпионат прошел в 1971 году в Северодвинске, который стал негласной столицей советского бодибилдинга. Победу в нем одержал северодвинец Александр Лемехов, второе место занял действующий президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России Владимир Дубинин, а на третьем месте оказался Владимир Хомулев.

Александр Лемехов - первый чемпион СССР по культуризму.

Второй справа - молодой Игорь Петрухин на турнире по культуризму в Вильнюсе в 1966 году.

В 1972 году в Северодвинске прошел еще один чемпионат, который стал последним: в 1973 году вышло постановление Госкомспорта о запрете культуризма. Что интересно, непосредственно перед основной частью соревнований атлеты должны были проплыть 50 метров за 45 секунд, чтобы продемонстрировать функциональность своих мышц.

Владимир Дубинин - призер чемпионатов СССР по бодибилдингу, нынешний президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России.

Владимир Дубинин - это культурист из Ленинграда, который многие годы бессменно возглавляет Федерацию бодибилдинга и фитнеса России. Он также жал руку Шварценеггеру и даже подарил ему бюсты Ленина и Сталина. Дубинин - личность поистине легендарная и достойная отдельного поста на БигПикче.

Владимир Дубинин.

После злополучного постановления 1973 года тренажерные залы переехали в подвалы: из мест, где тренировались тяжелоатлеты, люди, занимавшиеся ради красоты тела, а не для силы, изгонялись с позором. Естественно, оборудование и снаряды подвальных качалок были из того, из чего их слепили бодибилдеры-энтузиасты. В ход шли рельсы, трубы, автомобильные шины. Советские газеты вовсю клеймили культуристов, приравнивая их к зэкам и бандитам.

Владимир Хомулев.

Призер первого чемпионата по культуризму Владимир Хомулев попал под раздачу: за пропаганду бодибилдинга его посадили в тюрьму, обвинив в изнасиловании.

Евгений Колтун - первый атлет из СССР, попавший в журнал Muscle & Fitness.

Центром бодибилдинга в СССР была далекая периферия, а не Ленинград или Москва. В 1967 году в Тюмени открылся клуб «Антей», который создал Евгений Колтун. В следующие два года здесь проходили значимые турниры по атлетизму, на которые съезжались культуристы со всего Союза и даже из Польши. Есть легенда, что Арнольд Шварценеггер узнал об «Антее» и прислал тюменским качкам посылку с журналами и книгами по бодибилдингу. В начале 1970-х в одном из иностранных изданий, посвященных спорту, появилась фотография с тюменскими культуристами и подписью: «Выражаем благодарность господину Колтуну за развитие культуризма в Сибири».

Советская власть восприняла это как пощечину и начала активную травлю в СМИ. «Советский спорт», «Известия» и «Московский комсомолец» наперебой выставляли культуристов спортсменами-алкоголиками, несущими опасность обществу. К счастью, Евгений Колтун отделался товарищеским судом.

Игорь Петрухин.

Игорь Петрухин - цирковой артист, который утверждает, что на самом деле он является победителем первого советского чемпионата среди культуристов. По словам Петрухина, этот турнир прошел в 1966 году в Москве, хотя многие бодибилдеры говорят, что это были не соревнования, а позирование культуристов в парке в выходной день.

Гонения на бодибилдинг закончились лишь с приходом перестройки: в 1986 году в Люберцах состоялся первый разрешенный турнир. Постепенно залы стали подниматься из подвалов ЖЭКов и набирали популярность у молодого поколения. В 1987 году появилась Федерация атлетизма СССР, а на следующий год в Ленинграде провели первый официальный чемпионат СССР по атлетизму. В этот же год отечественные бодибилдеры выступили на чемпионате мира в Австралии, где заняли очень достойное четвертое место в командном зачете.

Как удалось бодибилдерам выжить в условиях систематической травли? К началу 1970-х годов, когда СССР окончательно вступил в эпоху застоя, все было максимально бюрократизировано и большинство людей было задействовано в имитации бурной деятельности якобы для исполнения указов сверху. Лазейкой стала система ЖКХ. Жилищные конторы должны были обеспечить подачу газа, воды и электричества, а организацией досуга граждан им заниматься не хотелось, хотя формально это входило в их обязанности. Культуристы выполняли роль ширмы с точки зрения досуга граждан. В типичном отчете одного из ЖЭКов, датированном 1975 годом, говорится: «Помимо прочего, развиваем спорт. Трудовой коллектив и молодежь района во вверенных нам помещениях занимается укреплением силы и духа путем занятий со штангой и гирями».

Советская пропаганда брызгала ядовитой слюной; в газете «Советский спорт» от 1973 года журналист нагнетал атмосферу: «Новобранцев здесь никто не спрашивает, откуда они, где работают, учатся. Здесь вместо тренеров - «шефы», а занимающиеся чаще называют друг друга по кличкам: Грузчик, Скула, Деловой, Американец, Рыхлый…» Знали бы они, что они себе напророчат…

В конце 1980-х в Люберцах, где существовало множество подвальных клубов, культуристы и в самом деле подались в криминал, объединившись в движение люберов. Железный занавес трещал по швам, из которых на наивных советских культуристов хлынул поток невообразимых вещей. Помимо огромного потока информации они получили доступ к таким вещам, как стероиды и различные фармпрепараты.