Упражнения. Строим тело. Питание. Здоровье
Поиск по сайту

Какие элементы должны выделяться в дизайне вашей страницы. Свойства формы и понятие композиции Что же это за элементы

Видеошкола. Статья третья: «Законы композиции»

Латинское слово «композиция» (composition) означает «сочинение, сопоставление, соединение, связь». То есть соединение, сочетание отдельных компонентов в единое целое. Ключевое слово здесь – «единое». Значит, композиции подчиняется не только кадр, но и монтаж, каждый эпизод, весь фильм – в том числе и любительский. Композиция основана на объективных законах соединения и сочетания элементов в единое целое. Она не чья-то досужая выдумка, а открытые законы восприятия человеческой психики. Не соблюдать их, значит воевать с природой – своей и зрительской. Как Вы думаете, за кем всегда останется в этом случае «поле боя»?

Эта статья написана как конспект основ композиции. Для тех, кто делает первые шаги и заинтересуется более глубоким изучением ее законов, она может стать первым шагом к специальной литературе. Здесь же собрана только «выжимка» основ – базовая «памятка на каждый день» и для любителя, и для профессионала.

К.С.Станиславский говорил о том, что любое произведение «зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения». Значит, и первый закон любой композиции – закон целостности.

ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ – приведение всех элементов произведения к единому целому, непрерывному во времени и пространстве.

Увы, именно нарушение этого закона чаще всего и подводит любителя, делая его фильм «свалкой» никак не связанных эпизодов. Сколько раз большинству из нас вместо цельных законченных 10-20-минутных роликов о поездке на рыбалку, потом Дне рождении и т.д., приходилось видеть безумную смесь всевозможных, никак не связанных эпизодов, собранных вместе только потому, что именно в таком порядке они снимались! Но ведь любые кадры – это не фильм, а лишь исходный материал для него. «Сырые» немонтированные съемки отличаются от фильма так же как словарь – от рассказа. Другое дело, что рассказ может быть хорошим или плохим, интересным или нет, но для того, чтобы он хотя бы приблизился к рассказу, нам нужно отобрать определенные слова, выстроить их в предложения, описать ими некое событие. Любой фильм, даже самый простой – тот же рассказ, только сделанный на основе движущихся запечатленных камерой изображений.

Так же как слова в рассказе, кадры должны сложиться в какую-то осмысленную, пусть и очень простую историю. Например, о том, как ваш ребенок пошел в школу, или жена приготовила обед, или вы с друзьями съездили на рыбалку. Если вы поставите себе такую задачу еще до съемки и определите, про что будет ваше «кино», если вы будете помнить об этом, снимая каждый кадр, тогда у вас будет шанс собрать на экране что-то цельное и внятное. То есть сделать пусть простой и любительский, но фильм, а не просто показать родным и друзьям набор лучше или хуже снятых кадров, которые они будут смотреть с той же тоской, с какой вы смотрите семейный альбом троюродной тети своей тещи.

В конце концов, вспомните свои собственные чувства: разве в любом фильме вас самих что-то когда-то интересовало, кроме самой истории и того, как именно она рассказана? И разве интересно смотреть фильмы, в которых история отсутствует (такой и вспомнить-то будет сложно) или рассказана невнятно?

Рассказывая с экрана историю, вам придется отбрасывать все лишнее, мешающее ее внятному восприятию, то есть привести все кадры, монтажные фразы и эпизоды к единству и целостности. Ценность каждого кадра, каждой фразы, каждого эпизода определяется только его значением в рамках рассказываемой вами истории.

Но ведь не каждый элемент обладает ценностью. Одни могут дать нам ключ к считыванию, пониманию ситуации или характера. А другие наоборот, будут загромождать смысл ненужными подробностями, запутывать зрителя, скрывать и размывать главное. В каком случае каждый конкретный элемент (кадр, деталь, эпизод и пр.) окажется жизненно важным, а в каком – лишним, может решить только сам автор.

Допустим, если в «дорожном» сюжете из второй статьи вы решили показать жену как растяпу, то оставленный на дороге ключ «балонник» акцентирует вашу мысль. Но если задача будет прямо противоположная, то та же деталь – забытый ключ – разрушит создаваемый вами на экране характер.

Тогда главный критерий использования любой детали, кадра, ситуации – помогают они передать нужные смыслы (мысли и чувства) или наоборот, мешают созданию цельности, внятному пониманию рассказываемой с экрана истории. Каждый раз нам нужно определиться: необходимы они или случайны? сочетаются с остальными элементами или наоборот входят с ними в логическое противоречие? И все, что разрушает единство, цельность, должно безжалостно выбрасываться.

Но где критерий этого отбора? Он во втором законе композиции – законе типизации.

ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ – отбор основных деталей происходит по принципу их типичности для данной ситуации или персонажа. Отобранные типичные элементы должны быть тождественны друг другу и общему замыслу.

То есть, если вы задумали снять рыбалку вашего приятеля, а для него обычна везучесть, то вытаскивание подряд десятка рыб будет типичным эпизодом, а полное ведро рыбы в финале – типичной деталью. Если нет – тогда придется либо от этих элементов отказаться, либо выстраивать эпизод так, чтобы ваш зритель понял, что, например, именно ваша съемка и приманила к приятелю всю рыбу.

Если вашему приятелю везет на рыбалке, то вытаскивание
подряд десятка рыб будет типичным эпизодом, а полное ведро
рыбы в финале – типичной деталью

Но если мы будем отбирать в персонаже или ситуации лишь некие типичные черты, то в итоге получим на экране, вместо живых людей и событий, лишь некую «подборку» общих мест, «архив» типичных признаков. Но ведь человек разнообразен, каждый из нас интересен и ценен как персона, личность – поэтому именно личность мы и стремимся запечатлеть, в том числе и в бытовой съемке. И каждая ситуация заражает нас эмоционально не как вариация общей типичной схемы, а благодаря своим уникальным качествам. Значит, отбираться должны не только типичные, но и характерные, индивидуальные детали. Типизация не должна отметать или отодвигать на задний план личностных черт. Но если типичные и индивидуальные черты будут противоречить друг другу, то на экране получится полный сумбур. Поэтому третьим законом композиции является закон сочетания и сопоставления.

ЗАКОН СОЧЕТАНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ – элементы, отобранные как типичные или характерные не должны противоречить друг другу и разрушать понимание смыслового значения, которое они несут.

То есть, если вы хотите показать, что ваш приятель – стильный пижон, то вряд ли стоит вставлять в монтаж кадры, где он ходит в драных джинсах или садится за руль старенького «Запорожца». Все кадры с ним тогда надо отбирать по принципу выявленности этих качеств: акцентированности на «стильности» и «пижонстве».

Но что будет, если мы отберем все детали по одному признаку? Если мы будем играть музыку, барабаня по одной ноте или писать картину одной краской? Музыка получается благодаря разнице высоты нот, а картина – сочетанию разных цветов, полутонов и оттенков.

Более того, даже типичные черты никогда не бывают одноплановыми. Например, чем более жесток, жаден и злобен человек, тем более высокие оправдания – «общим благом» или «высшей справедливостью» – он будет находить своим поступкам. Больше всех хвастается своим интеллектом и познаниями во всех областях свойственно именно дуракам. «Все познается в сравнении», – говорили древние.

Отсюда и возникает закон контрастов.

ЗАКОН КОНТРАСТОВ – сопоставляемые элементы должны, не нарушая законов целостности, сочетания и сопоставления, быть контрастны, конфликтны по отношению друг к другу, подчеркивая, в соотношение друг с другом, диапазон различий.

Это касается и каждого из персонажей, и их соотношений друг с другом, и всех ситуаций. То есть, если «Запорожец» будет разрушать образ «стильного пижона», то тот же «Запорожец» на фоне стильного «Форда» его усилит, акцентирует. Так же как грязная телогрейка подчеркнет стильность костюма «от Кардена».

По закону контрастов сопоставляемые элементы подчеркивают, в соотношение друг с другом, разницу объектов. В кадре, который вы видете выше, общий контраст возраста усиливается контрастными деталями: фактур кожи (девичье лицо и рука старухи), закрытостью-открытостью (открытая голова одной и платок на второй) и т.д.. Закон сочетания и сопоставления здесь выполняется за счет аналогий: оба персонажа женщины, их кофты похожи по цвету и фактуре и пр.. Объединяет героев действие (жест поза), эмоциональное состояние, подчиняя кадр идейному замыслу. Оба персонажа очень типичны. В итоге все элементы кадра приведены к цельности и его смысл легко "прочитывается" зрителем.

Закон типизации требует тождественности, а закон контраста – конфликтности и разнообразия. Чтобы избежать парадокса, нам нужен некий принцип, приводящий их к согласию, к той самой целостности, которую провозглашает первый закон композиции. Этот принцип в композиции называется законом подчинения идейному замыслу.

ЗАКОН ПОДЧИНЕНИЯ ИДЕЙНОМУ ЗАМЫСЛУ - все элементы должны подчиняться единому авторскому замыслу, сформулированному в идее произведения и цели его создания.

Если вы хотите оставить своим детям добрую память о деде или «дискредитировать» в их глазах свою тещу, сделать это с камерой проще простого. Не зависимо, увы, от объективной реальности. Для этого достаточно точно определиться с задачей, а затем, в соответствии с законами композиции, отобрать нужные элементы и выстроить их, по тем же законам, в определенном порядке. Например, сочетание постоянно недовольного ворчания тещи, контрастно соединенное с «добродушием» папы (даже снятыми в разное время и в разных местах), повторенное в нескольких эпизодах, создаст на экране вполне неприглядный характер первой и покажет «невинные страдания» второго. Но пара, а то и один эпизод, который ярко покажет противоположные качества характера тещи (например, где она накормит всех вкусными пирогами), этот негативный образ наверняка разрушит.

А если вы задумали показать на экране свою подругу идеальной красавицей, то вам придется искать и отбирать для съемки только те эпизоды, где она действительно хорошо выглядит. И исключать все кадры и эпизоды, где она не только одета в затрапезный халат, но и злится (злое лицо и на экране, и в жизни некрасиво), ест (процесс еды всегда на экране выглядит неэстетично), плачет и т.д. И еще один совет – снимайте ее рядом с некрасивыми подругами.

Конечно, все законов здесь описаны в предельно простом виде, а примеры приведены самые доступные для понимания. Чтобы максимально подробно и точно описать, как работают законы композиции в любом, даже самом простом любительском фильме, понадобился бы объем книги. Но существуют приемы, помогающие кратчайшим путем достичь требуемых ими результатов. Все, что будет описано в следующих статьях, будет подчинено законам композиции: зрячий да увидит!

Удочка с мормышкой

От грамотно построенной снасти успех ловли зависит процентов на пятьдесят, при условии, что обнаружена стоянка рыбы. Вовсе не обязательно снасть должна быть максимально легкой, чувствительной или с мормышкой минимального размера на сверхтонкой леске. Она должна быть гармоничной. Если ловите крупную рыбу с большой глубины, да еще и на течении, то мормышка может быть, как говорят, величиной «с палец», и рыба будет клевать. Если ловите на мели живцового окуня в плохой клев, то снасть должна быть действительно максимально тонкой.

Практика показывает, что достаточно случаев, когда рыболов «пролетал» из-за очень грубой снасти, но не меньше случаев, когда использование неоправданно тонкой снасти с максимально мелкой мормышкой приводило к тому, что улов состоял из мелкой рыбы. Крупная рыба может просто не реагировать на мелкую приманку.

Мормышка в воде должна играть так, как этого хочет рыболов, как это сегодня и здесь нравится рыбе, а не как получится. Для этого все элементы снасти должны быть подобраны и составлять единое гармоничное целое.

Мормышечная снасть состоит из удочки, кивка, лески и мормышки. Удочку рыболов подбирает под свою руку. Конструкции могут быть самыми разными, но предпочтение нужно отдать легким удочкам с большой скоростью намотки лески на катушку. Хотя во время ловли на глубине до полутора метров очень хороши удочки, показанные на рисунке. Их вес минимален, поскольку корпус изготовлен из легкого пенопласта, и можно легко придать нужную игру самой мелкой мормышке.

Главный компонент снасти - это собственно мормышка.

Размер и вес ее подбирается по условиям ловли. Под условиями ловли подразумеваются глубина, сила течения, активность и размер рыбы. Следует также учитывать влияние на игру мормышкой ветра и силу мороза, то есть скорость замерзания лунки. Сильный ветер в мороз заставляет использовать несколько более тяжелые мормышки.

Самое интересное то, что работают практически все мормышки, всех форм, размеров и окрасок. Но работают только тогда, когда построенная мормышечная снасть соответствует условиям ловли и рыболов умело с ней обращается.

Если вы не сконструировали гармоничную снасть для данных условий ловли, то мормышка будет просто грузилом с крючком.

Меняя толщину лески, жесткость кивка, стиль игры, можно на одну и ту же мормышку ловить в весьма широких границах условий. Главное, знать, как это сделать.

Вот тут и начинается самое интересное. Дело в том, что мормышка должна играть, то есть, двигаясь в толще воды, создавать колебания с частотой и мощностью, привлекательной для рыбы. Что касается частоты колебаний, то тут все относительно просто. Нужно выбрать самую тонкую леску, которая поможет справиться с предполагаемой добычей, подобрать к ней мормышку с весом, который будет адекватно реагировать на движения руки рыболова и кивка при данной глубине и силе течения.

С мощностью колебаний все намного сложнее. Очень мелкая, но тяжелая мормышка будет двигаться, повторяя движения руки рыболова, при этом может остаться совершенно незаметной для рыбы из-за того, что мощность колебаний слишком мала. Конечно, если вы прикормили и рыба стоит на прикормке, то она найдет мелкую мормышку с приманкой, но не из-за колебаний мормышки, а благодаря запаху или шевелению наживки на крючке.

Для того чтобы мормышка привлекла рыбу своей игрой, она должна быть достаточно объемной, чтобы генерировать заметные колебания. Тогда необходимость прикармливания отпадет, рыба будет активной и голодной. На чем собственно и основана ловля на безнасадочные мормышки и чертики, которые в большинстве случаев изготовлены не из вольфрамового сплава, а из более легкого свинцового. Вот здесь начинается подбор мормышки по форме, подбор оптимальной игры.

После общего построения снасти начинается подбор рабочей мормышки по окраске. То есть выбор мормышки того или иного цвета - это последний этап, а не первый, как это делают многие и ошибаются.

Еще одной очень распространенной ошибкой является копирование снасти у соседнего рыболова. Уж если вы собрались скопировать снасть у более удачливого коллеги, то делайте это полностью. Меняйте не только мормышку, но и леску, кивок и игру. Особое внимание при этом нужно уделить диаметру лески, поскольку замена лески с диаметром 0,10 мм на леску 0,09 мм может существенно изменить игру. При этом рыболов по поведению кивка эту разницу может и не уловить.

Для механической связи руки рыболова и приманки служит леска. Здесь нет смысла обсуждать, как лучше выбрать леску и по каким параметрам. Главное, чтобы леска была достаточно тонкой, чтобы не тормозить передачу игры от руки к мормышке, и достаточно прочной, чтобы позволить справиться с сопротивлением рыбы.

Совершенно необходимым механизмом, позволяющим не только разнообразить игру, но и передать поклевку, является кивок. Правильный выбор кивка не менее важен, чем подбор мормышки. Очень многие рыболовы недооценивают этого, а зря.

Кивок должен отвечать нескольким обязательным требованиям. Главное, он должен быть сделан из качественных материалов, которые не только не боятся мороза и воды, но и не боятся многочисленных перегибов. Жесткость кивка должна соответствовать весу приманки. Если кивок слишком жесткий, то это будет мешать не только наблюдению за поклевками, но и сделает игру мормышки резкой и неестественной. Хотя, надо отметить, во время ловли на мели на очень мелкие мормышки излишняя жесткость кивка эффективно помогает добиться нужной частоты и амплитуды колебаний.

Во время ловли на мормышку с насадкой обычно выбирают кивок такой жесткости, чтобы под весом мормышки он изгибался под углом до 45-60 градусов.

Если ловят без насадки, то подбирают более жесткий кивок, который изгибается под углом до 30 градусов. Во время ловли на «чертик» или «козу» выбирают такие кивки, которые в свободном положении изогнуты вверх, а под весом мормышки занимают практически горизонтальное положение. Но нужно учитывать, что подбор кивка к мормышке проводится в домашних условиях. На водоеме часто происходит следующее.

При опускании мормышки на глубину метр - все как дома. Кивок отлично передает колебания мормышки и «чувствует» ее. Но вот рыболов переходит с этой же снастью на глубину 2, затем 3 м и на более глубокие места и в какой-то момент замечает, что кивок работает не так. Скорость его колебаний заметно падает. Это говорит о том, что связь с мормышкой потеряна. Кивок колеблется, а мормышка, вероятнее всего, стоит на месте, то есть перестала играть. Баланс и гармоничность снасти утеряна. Что делать?

Выход только один, использовать более тяжелую приманку или точно такую же снасть, но с более тонкой леской. После того как вы несколько раз попадете в такую ситуацию, быстро научитесь и подбирать мормышку под условия ловли, и конструировать снасть непосредственно на водоеме. Последнее не очень приятно, но бывает просто необходимо.

Самые универсальные кивки для мормышек делают из лавсана, поскольку этот материал мало меняет жесткость в зависимости от температуры. Даже при минус тридцати они сохраняют нужные упругие свойства. Металлические не любят перегибов.

Для ловли на мелкие и средние по весу мормышки в тяжелых условиях, на сильном ветру прекрасно себя показали кивки, сделанные из кабаньей щетины, поскольку такие кивки меньше парусят по сравнению с пластинчатыми. Щетина редко бывает равномерной по толщине и приходится перебирать целую кучу материала, прежде чем найдешь подходящую щетинку, да и кивки, сделанные из щетины кабана, служат один-два сезона, хотя этого вполне достаточно. Для очень мелких мормышек я в свое время делал неплохие кивки из конского волоса и мне они даже нравились больше, чем кивки из щетины. Однако и те и другие кивки имеют большой недостаток, который заключается в остаточной деформации. В этом смысле кивки из лавсановой пленки намного лучше.

Через неделю продолжим разговор. Речь пойдет о гармонии зимних поплавочных снастей.

Поплавочная удочка

Принципиально различают два вида оснащения зимней поплавочной удочки - для ловли со дна и в отвес. Ловля со дна производится на течении. Ловля в отвес практически всегда производится в водоемах без течения.

Снасть для ловли в отвес можно изготовить очень быстро, но для того чтобы она была гармоничной и эффективной, нужен достаточно большой опыт. Причем опыт ловли в разных условиях, поскольку поплавочная снасть, как и другие, работает в определенных границах. Изготовить гармоничную поплавочную снасть не проще, а в некоторых случаях даже сложнее, чем снасть для мормышки.

Во-первых, так же как и при ловле на мормышку, нужно подобрать удобную удочку. Наибольшее распространение получили удочки типа «кобылка». Они хороши тем, что в них практически нечему ломаться, с них легко и просто сматывать леску, они устойчиво стоят на льду и их удобно брать в руку после поклевки. Немаловажно и то, что «кобылки» из пенопласта стоят буквально копейки. Относительно удобны удочки с катушкой, имеющие подставку, однако, пластмассовые подставки легко ломаются.

Вообще, зимой нужно стремиться к тому, чтобы снасть была как можно проще с точки зрения ее конструкции. Каждый дополнительный элемент способствует тому, что снасть обмерзает и становится неработоспособной.

Если вы ловите с оснасткой, в конструкцию которой входит скользящий поплавок, то лучше использовать удочку, оснащенную безинерционной микрокатушкой. Такое конструктивное решение эффективно при ловле с больших глубин.

Желательно, чтобы ручка любой зимней удочки была изготовлена из «теплой» на морозе пробки, в крайнем случае - из пенопласта. Ручки из микропористой резины наименее удобны. Резина быстро загрязняется слизью рыбы, поскольку чаще других зимней поплавочной снастью ловят леща и подлещика, и обмерзает. Шестик удочки, или удильник, должен быть изготовлен из поликарбоната, то есть из устойчивого к воздействию низких температур материала.

Конструкция оснастки определяется условиями ловли и активностью рыбы. Наибольшее распространение получила оснастка для ловли с больших глубин, она была создана исходя из предпосылки о том, что рыба берет приманку со дна.

На леске расположен поплавок, одно или несколько грузил, поводок из более тонкой лески и крючок. Если рыба клюет очень осторожно и неохотно и в то же время интересуется приманкой, которая периодически приходит в движение, имеет смысл удлинить поводок из лески до полуметра (иногда и до метра), оставить у поводка мелкую дробинку, а основное грузило или цепочку грузил сместить вверх на 20-50 см. Приподнимая или поддергивая оснастку, вы будете приводить приманку на крючке в состояние, очень похожее на естественное падение корма сверху. Дна, как правило, достигают только крючок и поводок. Подпасок находится на несколько сантиметров выше дна.

Но лещ и крупный окунь не во всех водоемах и не всегда берут «играющую» приманку. Очень часто, особенно в глухую пору середины зимы, лещ, и особенно крупный, лучше берет приманку, неподвижно лежащую на дне. В этом случае есть смысл укоротить поводок до минимума, то есть до нескольких сантиметров. На заиленном дне подпасок проваливается в ил, а крючок с приманкой остается на поверхности дна. Пучок из нескольких мотылей или червь, очевидно, представляет собой соблазнительную для крупной рыбы приманку. При таком оснащении практически все поклевки визуально выражаются как всплытие поплавка к поверхности воды.

Для того чтобы поклевки были хорошо видны, следует применять подпаски весом около 0,3 г. Мнение о том, что относительно тяжелый подпасок будет настораживать леща своим сопротивлением, мне кажется, несколько преувеличено, поскольку используются крупные приманки. Важно точно подобрать вес грузил и поплавок под них.

Во время активного клева многие рыболовы заменяют подпасок и крючок на мормышку. Использование мормышки помогает очень точно установить спуск.

Давно замечено, что по непонятным причинам сама мормышка, лежащая на дне, нередко привлекает внимание рыбы и ее действие можно даже сравнить с действием прикормки.

Цвет мормышки играет иногда существенную роль, но для каждого водоема существуют свои закономерности. Как при использовании крючка, так и мормышки, очень эффективным бывает прием, при котором оснастку медленно поднимают на высоту до полутора метров выше дна. Поклевки случаются во время подъема. Для того чтобы наблюдать за такими поклевками, опытные рыболовы дополнительно оснащают удочку сторожком.

Если температура воздуха не ниже 4-5 градусов мороза, многие рыболовы снимают поплавок с оснастки и наблюдают за поклевками с помощью сторожка. Сторожок удобен и в те дни, когда на водоеме из-за сброса воды наблюдается хоть и не сильное, но течение. Поплавочная оснастка требует очень точной регулировки, и появление даже слабого течения ведет к ее нарушению. Однако это играет большую роль только при слабом клеве.

Чем меньше глубина ловли, тем более легкими оснастками приходится пользоваться. Так, например, при глубине ловли восемь и более метров минимальный вес грузил около трех граммов. При глубине ловли 3-5 м используют оснастки массой не более грамма, а то и 0,3 г, если, конечно позволяет диаметр лески.

Донная поплавочная удочка применяется на течении и на большой глубине и является зачастую единственной эффективной снастью для ловли «мирной» рыбы. Применение мормышки затруднено тем, что при глубине 6-10 м придется использовать слишком крупные мормышки, по величине близкие к микроблеснам. Использование очень тонких лесок не позволительно, так как попадается крупная рыба, а на течении ее сопротивление резко возрастает.

Оснастки для ловли поплавочной удочкой на течении различаются по своей конструкции и регулировке, в зависимости от силы течения и глубины. Их условно можно разделить на оснастки для ловли на слабом течении, на среднем и на сильном.

На слабом течении, например, в условиях сброса воды в водохранилище, вполне пригодны оснастки для стоячей воды. Отличает их лишь больший вес. Это нужно для того, чтобы отклонение лески от вертикали было как можно меньше, иначе крючок с приманкой будет находиться далеко от опущенного на дно прикорма или от кормушки.

Рыбалка на среднем и сильном течении имеет свои особенности. Нужно заметить, что при ловле на приличном течении прикормка в большинстве случаев находится в стационарной кормушке. Кормушка может быть совмещена с грузом оснастки, а может и нет. Все зависит от удобства пользования снастью той или иной конструкции. Редко, но применяется оснастка, на которой скользящее грузило лежит на дне.

Бурят лунку, в которую опускают стационарную кормушку с прикормкой. Ниже по течению, на расстоянии около полуметра сверлят лунку для удочки. Оснастка состоит из одного скользящего грузила и поплавка грузоподъемностью от 5 до 20 г (иногда используются поплавки и с большей грузоподъемностью). Скользящее грузило лучше брать по форме, близкой к шару. Такое грузило реже захлестывается и меньше закручивает леску.

Те рыболовы, кто целенаправленно ловят крупную рыбу, используют кормушки, очень похожие на те, которые применяются в донных снастях летом. Классическим примером служит кормушка «пружина».

Поплавок для ловли на течении подбирают очень просто. Для этого на крючке крепят тяжелый глубомер и опускают его на дно. В кембрик на леске вставляют киль поплавка и наблюдают, как течение стремится за счет добавления на леску утащить поплавок под лед. Если грузоподъемность поплавка недостаточная, то его затягивает в лунку. Ловить, конечно, можно, но придется, натягивая леску между поплавком и удилищем, удерживать поплавок около поверхности воды в лунке. При этом существует большая вероятность того, что течение приподняло и огрузку оснастки, и крючок с приманкой над дном. Поэтому опытным путем подбирают запас по спуску, который обычно немного превышает длину поводка.

Если говорить о поплавках, то конструкция большой роли не имеет. Важно, чтобы поверхность была идеально гладкой, а еще важнее - правильно найти соответствие грузоподъемности поплавка и веса огрузки для конкретных условий ловли.

А. Яншевский

Фото А. Маилкова

"Российская Охотничья газета № 47-48 — 2008 г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб "



В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Все элементы должны составлять единое ГАРМОНИЧНОЕ целое и соответствовать вашему идейному замыслу.

Он сделал глубокий ВДОХ и решительно подошёл к Герасиму.

Вода была ЛЕДЯНАЯ, от неё ныли зубы, и глоталась она со звоном.

В провинции ОТКЛОНЕНИЕ от почётной обязанности присяжного в первые годы было незначительным.

ТЕХНИЧНЫЙ шахматист должен уметь играть на двух флангах.

Ответ: уклонение

Актуальность: Текущий учебный год

Правило: Задание 5. Употребление паронимов

Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para - одинаковый, onyma - имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 - это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении. Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

Абонемент - абонент

Артистический - артистичный

Бедный - бедственный

Безответный - безответственный

Болотистый - болотный

Благодарный - благодарственный

Благотворительный - благотворный

Бывший - былой

Вдох - вздох

Вековой - вечный

Великий - величественный

Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить

Враждебный - вражеский

Выбирая - избирая

Выгода - выгодность

Выдача - отдача - передача - раздача

Выплата - оплата - плата - уплата

Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить

Вырастить - нарастить - отрастить

Выращивание - наращивание - отращивание

Высокий - высотный

Гарантийный - гарантированный

Гармонический - гармоничный

Глинистый - глиняный

Годичный - годовалый - годовой

Гордость - гордыня

Гуманизм - гуманность

Гуманистический - гуманитарный - гуманный

Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный

Действенный - действительный - действующий

Деловитый - деловой - дельный - деляческий

Демократичный - демократический

Диктант - диктат

Дипломант - дипломат

Дипломатический - дипломатичный

Длинный - длительный

Добротный - добрый

Доверительный - доверчивый

Дождевой - дождливый

Драматический - драматичный

Дружеский - дружественный - дружный

Единичный - единственный

Желанный - желательный

Жестокий - жёсткий

Жизненный - житейский

Жилищный - жилой

Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить

Занизить - понизить - снизить

Заплатить - оплатить

Заполнить - наполнить - переполнить

Заполнен - наполнен - переполнен

Зачинатель - зачинщик

Звериный - зверский

Звуковой - звучный

Зрительный - зрительский

Изобретательный - изобретательский

Информативный - информационный - информация -информированность

Иронический - ироничный

Искусный - искусственный

Исполнительный - исполнительский

Исходный - исходящий

Каменистый - каменный

Комфортабельный - комфортный

Конный - конский

Коренастый - коренной - корневой

Костный - костяной

Красочный - красящий - крашеный

Лакированный - лаковый

Ледовый - ледяной

Лесистый - лесной

Личностный - личный

Микроскопический - микроскопичный

Мороженый - морозильный - морозный

Надеть - одеть

Наличие - наличность

Напоминание - упоминание

Невежа - невежда

Нестерпимый - нетерпеливый - нетерпимый

Неудачный - неудачливый

Обвинённый - обвинительный

Обрывок - отрывок

Обхватить - охватить

Ограничить - отграничить - разграничить

Оклик - отклик

Органический - органичный

Отборный - отборочный

Отклонение - уклонение

Отклоняться - уклоняться

Отличать(-ся) - различать(-ся)

Отличие - различие

Памятливый - памятный

Перетерпеть - претерпеть

Покупательный - покупательский - покупной

Популистский - популярный

Почтенный - почтительный - почётный

Практический - практичный

Предоставить - представить

Представительный - представительский

Признанный - признательный

Продуктивный - продуктовый

Производительный - производственный - производительность

Просветительский - просвещённый

Публицистический - публицистичный

Пугливый - пуганый

Раздражение - раздражительность

Ритмический - ритмичный

Романтический - романтичный

Скрытный - скрытый

Словарный - словесный

Сопротивление - сопротивляемость

Соседний - соседский

Сравнимый - сравнительный

Сценический - сценичный

Технический - техничный

Удачливый - удачный

Униженный - унизительный

Фактический - фактичный

Хищнический - хищный

Царский - царственный - царствующий

Целый - цельный - целостный

Экономический - экономичный - экономный

Эстетический - эстетичный

Этический - этичный

Эффективный - эффектный

Эффективность - эффектность

В этой статье мы рассмотрим на какие элементы необходимо обратить особое внимание при создании дизайна для сайта, что должно выделяться из дизайна и акцентировать внимание посетителя.

Это позволит сделать сайт наиболее эффективным для Вас и понятным для пользователя.

Все страницы сайта должны быть выполнены в каком то определенном дизайнерском стиле, который был изначально задуман. Но при оформлении определенных элементов страницы им следует уделить большее внимание. Потому как они являются наиболее важными и стратегическим, необходимо чтобы они как то выделялись из страницы и пользователю не приходилось их долго искать.

Что же это за элементы:

Элемент #1. Меню. Меню является важной частью любого сайта, поэтому оно должно быть оформлено соответствующим образом, быть логически и графически понятным и сразу бросаться в глаза посетителя. Не вынуждайте человека зашедшего на сайт искать ваше меню.

Элемент #2. Форма подписки. Форма подписки является стратегически важной частью вашего сайта. От ее месторасположения и оформления в большой степени будет зависеть количество подписок на вашу рассылку. Сама по себе форма и так притягивает внимание. Однако иногда ее размер очень сильно уменьшают и устанавливают в таких местах, что заметить ее среди остального содержимого весьма трудно.

Поэтому старайтесь устанавливать форму как можно выше, например, в шапке сайта, сразу под меню или вверху правой или левой колонки сайта. Здесь все будет зависеть от того какой у вас сайт и как вы задумали разметить различные элементы.

Элемент #3. Подписка на RSS. В настоящее время в Рунете не так охотно, как хотелось бы, подписываются на RSS, хотя это еще зависит от тематики сайта. Однако пренебрегать и где-нибудь прятать кнопку подписки на RSS не стоит. Она должна выделяться и быть на виду. Поэтому большинство сайтов делают большие красивые кнопки для подписки на RSS, а так же пишут различные призывы, лозунги и поступают абсолютно правильно.

Элемент #4. Услуги и товары. Если вы оказываете, какие либо услуги или располагаете определенными товарами, которые продвигаете через ваш сайт, то обязательно указывайте ссылку на страницу с их описанием на самом видном месте. Лучше всего, ее выделить в какой либо цвет, чтобы она была хорошо заметна и выделялась среди остальной ссылочной массы расположенной на вашей странице. В большинстве случаев ее располагают в верхнем меню сайта или блога.

Элемент #5. Связь. Ссылку на форму обратной связи или страницу с указанием контактных данных, очень часто располагают в мало заметных местах, и ее приходится искать. Лучше всего если она будет размещена в верхней части страницы и будет легко бросаться в глаза посетителей.

Элемент #6. Форма поиска. Некоторые сайты вообще игнорируют данный элемент, и форма поиска на них отсутствуе. Некоторые не уделяют ей особого внимания и чтобы ею воспользоваться, приходится в начале ее поискать. На самом деле если у вас сайт содержит даже не очень большое количество страниц, то вам просто необходимо иметь форму поиска и располагаться она должна, где-нибудь в верхней части вашего сайта.

Чтобы пользователь, зашедший на сайт, мог ее легко заметить и при необходимости сразу же воспользоваться. Часто у посетителей сайта нет время, чтобы просматривать весь раздел или сайт в поисках определенного материала, поэтому от наличия этой формы на видном месте будет зависеть останется посетитель на вашем сайте или пойдет дальше.

Вот в принципе и все основные важные элементы, которые должны быть на виду и выделяться на вашей странице.

Сюда можно еще добавить разве что форму регистрации и авторизации на сайте, если такая возможность вообще на сайте предусмотрена.

Материал подготовлен проектом:

Вариант 4

Прочитайте тект и выполните задания 1 – 3

(1)В 1943 году венгр Ласло Биро, получивший от Британских Королевских воздушных сил заказ на разработку ручки, способной писать на больших высотах при низком давлении, впервые предложил использовать стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком. (2)Первые шариковые ручки были просто ужасны: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать, и поначалу людям было привычнее и, казалось, проще писать обычной перьевой ручкой. (3) шариковой ручкой можно было писать с более сильным нажимом, чем перьевой, она не царапала бумагу, делала меньше клякс и поэтому быстро завоевала популярность.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, быстро завоевали популярность, несмотря на ряд недостатков.

2) Шариковую ручку, способную писать на больших высотах при низком давлении, разработал британец Ласло Биро: он использовал стержень, состоящий из перекрытого металлическим шариком канала.

3) Первые шариковые ручки, изобретённые по заказу Британских Королевских воздушных сил, не были востребованы населением: люди предпочитали писать обычными перьевыми ручками.

4) Вопреки тому, что первые шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, имели множество недостатков, они очень быстро стали популярными благодаря принципиальным преимуществам перед перьевыми ручками.

5) Ласло Биро вошёл в историю как изобретатель шариковой ручки, которая могла писать на больших высотах при низком давлении, не царапала бумагу и делала меньше клякс.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Вследствие этого

Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЗКИЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЗКИЙ , -ая, -ое; -зок, - зка, - зко, - зки.

1) Малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого-н. уровня. Н. забор.

2) Не достигающий среднего уровня, меньше средней нормы, незначительный. Низкие цены.

3) Плохой, неудовлетворительный в качественном отношении. Н. сорт.

4) Подлый, бесчестный (презр.). Н. поступок.

5) Густой на слух. Н. бас.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИть

прозорлИва

плодонОсить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Все элементы должны составлять единое ГАРМОНИЧНОЕ целое и соответствовать вашему идейному замыслу.

Он сделал глубокий ВДОХ и решительно подошёл к Герасиму.

Вода была ЛЕДЯНАЯ, от неё ныли зубы, и глоталась она со звоном.

В провинции ОТКЛОНЕНИЕ от почётной обязанности присяжного в первые годы было незначительным.

ТЕХНИЧНЫЙ шахматист должен уметь играть на двух флангах.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

закрепил более НАДЁЖНЕЕ

старые ПАСПОРТА

ЛЯГТЕ на спину

саженцы ЯБЛОНЬ

забрать из ЯСЛЕЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении сложного предложения

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Антипов надоедал службе ремонта жалобами на материал, отгружаемый ему для обновления рельсового полотна.

2) Стоя на пороге дома, родители долго смотрели вслед уезжающих детей.

3) По прилёте из Греции я сел писать новую книгу.

4) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от няни Арины Родионовны.

5) Чтобы пройти к Рябцеву, занимавшего кабинет на пятом этаже, Настасье пришлось объяснить цель своего визита доброму десятку охранников.

6) Меня не приняли в баскетбольную команду школы. Потому что я был маленького роста.

7) Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать это здание самым красивым в городе.

8) Ошибки не только приносят боль, но и делают нас мудрее.

9) Война была тяжёлым испытанием для всего народа, но все верили и надеялись на победу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обн..мать

пл..вчиха

оз..рение

см..риться (с обстоятельствами)

бл..стающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..пробует, во..главь (учреждение)

пр..возмог, пр..берёг

супер..гра, об..ск

пр..дед, пр..поведую

(вижу) в..явь, раз..ярён

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

часов..нка

раскле..вать

отрасл..вой

нищ..нский

раскашл..лся

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ове..нный

натерп..шься

дремл..шь

намет..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Зима (НЕ)ДАРОМ злится, прошла её пора…

Домашняя жизнь его, никому из окружающих (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ, шла своим чередом.

Это был месяц (НЕ)ОМРАЧЁННОГО дурными событиями счастья.

Мой новый приятель был человеком отнюдь (НЕ)БЕДНЫМ, но скупость его меня обескураживала.

(НЕ)РАДУШНО и приветливо встретил Ольгу Стас, а холодно и отчуждённо.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧЕМ в разлуке с ней, (НА)ПЕРЕКОР злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью…

(ПО)ВИДИМОМУ, самый принцип, из которого исходит эта истина, обязывает вас, (В)ВИДУ вашего положения в обществе, признавать в ней только внутренний светоч.

(ПО)СРЕДИ комнаты (В)ТЕЧЕНИЕ 20 лет стоял один и тот же стол, покрытый всё той же кружевной скатертью.

Я во ЧТО(БЫ) то ни стало хотел встретиться с Соней, сказать ей, как скучал, как страдал (В)ОДИНОЧКУ, не смея признаться никому в своих чувствах.

Офицер стоял (НА)ВЫТЯЖКУ, а генерал тем временем отдал приказ солдатам строиться в колонны (ПО)ДВОЕ.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тут же запомнилось зеркало до самого пола, немедле(1)о отразившее второго истаска(2)ого и рва(3)ого Шарика, оленьи рога в высоте, бесчисле(4)ые шубы и калоши.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали послышался звук мотора или хруст упавшего дерева.

2) Василий Порфирыч раздал детям по микроскопическому кусочку просфоры напился чаю и засел в кабинет.

3) Это был господин немолодых уже лет чопорный и осанистый с осто- рожною и брюзгливою физиономией.

4) Веками роднились с нами эти деревья и дарили нашим предкам скрипучие лапти и бездымную лучину.

5) Дарвин отличался почти всю жизнь расстроенным здоровьем и это не помешало ему проявлять высочайший уровень интенсивности умственного труда.

16. Расставьте все знаки препинания:

Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разговаривая с тобою (1) милая моя (2) я (3) наконец (4) пришёл к одной-единственной мысли: если мы (5) нежный (6) друг мой (7) друг без друга дышать не можем (8) однако (9) воля родителей препятствует нашему благополучию, нельзя ли нам будет обойтись без неё?

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Гороховой улице, в одном из больших домов (1) народонаселения (2) которого (3) хватило бы на целый уездный город (4) лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Егорушка оглядывался (1) и не понимал (2) откуда эта странная песня (3) но (4) когда он прислушался (5) то ему стало казаться (6) что это, жалуясь на зной и засуху, поёт трава.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва - это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность - это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лихачёв пишет о том, что к нему обратилась с вопросом школьница, его ученица.

2) В тексте очень тесно связаны друг с другом такие понятия, как «честь» и «совесть».

3) Жертвовать собой – это героический поступок, и нужно очень хорошо подумать, прежде чем идти на него.

4) Когда человек находится не в ладу со своей совестью, ему кажется, что все вокруг лгут и дурно поступают.

5) Друг героя-рассказчика признался ему в совершённых ошибках на теплоходе.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 13–14 представлено рассуждение.

2) Предложение 21 поясняет, раскрывает содержание предложения 20.

3) Предложение 24 содержит вывод, следствие того, о чём говорится в предложении 23.

4) В предложениях 26–28 содержится рассуждение.

5) В предложения 34–35 представлено описание.

23. Из предложений 18–22 выпишите фразеологизм со значением «подразумевать кого-либо, что-либо».

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, указательного местоимения и форм слова.

25. «Приёмы выразительности в произведениях Д.С. Лихачёва играют особую роль: они уточняют авторскую мысль, конкретизируют детали, расставляют нужные логические акценты. В представленном тексте среди таких приёмов можно выделить (А)_______(предложения 11–12) и (Б)________ (в предложениях 23, 29). Особенностью стиля Д.С. Лихачёва является и такой приём, как (В)________ («в нашей жизни» в предложении 7). Среди немногочисленных тропов стоит выделить (Г)_______ ("горькие ситуации" в предложении 13».

Список терминов:

1) эпитеты

2) антонимы

3) парцелляция

4) разговорные слова

5) ряды однородных членов предложения

6) цитирование

7) лексический повтор

8) метонимия

9) ассонанс

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Вариант 4

1. Ответ: 14|41.

2. Ответ: однако.

3. Ответ: 2.

4. Ответ: плодоносить.

5. Ответ: уклонение.

6. Ответ: надёжно.

7. Ответ: 26579

8. Ответ: смириться

9. Ответ: въявь разъярён

10. Ответ: расклеивать

11. Ответ: дремлешь

12. Ответ: недаром

13. Ответ: зачем наперекор

14. Ответ: 124.

15. Ответ: 25

16. Ответ: 12578

18. Ответ: 14.

19. Ответ: 2356.

20. Ответ: истинную.

21. Ответ: 24

22. Ответ: 12.

23. Ответ: 3

25. Ответ: 3671

Примерный круг проблем

1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?)

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений